• Счетчиков Илья Евгеньевич
  • 2005
  • 16

Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Фирменный стиль - проектная парадигма модернизма
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Дизайн-программа - теоретическое завершение парадигмы фирменного стиля
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Внешние признаки кризиса
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Брендинг - новая парадигма проектной культуры
  • Электронные цветовые библиотеки
  • Культура управления и культура организации
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Счетчиков Илья Евгеньевич, 2005, 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

Постановка проблемы. Любая технологическая революция несла с собой огромные возможности для прогресса цивилизации и вместе с тем не меньшие испытания для культуры, которая в новых условиях должна была подтверждать свою способность воспроизводить систему ценностей, скреплявшую образ жизни общества, человека и среды обитания в некое гармоническое целое.

Многократно описанный в научной литературе кризис культуры в середине XIX в., связанный с промышленной революцией (вторая половина XIX в.), когда массовое производство и индустриальные технологии вступили в конфликт с традиционным ремеслом в художественном оформлении изделий, заставил лучших представителей художественной культуры (от Джона Рескина и Готфрида Земпера до Петера Беренса и Вальтера Гропиуса) искать новые пути соединения искусства и промышленности в создании предметного мира. Результатом этого конфликта индустриальной цивилизации и культуры стало рождение дизайна, призванного создать дизайн-форму как парадигму новой предметной реальности и образа художественно-промышленного проектного творчества XX века.

Одним из самых ярких символов новой парадигмы, обозначивших контуры великой эпохи модернизма, провозгласившей необходимость тесного сотрудничества художников и промышленников, стал фирменный стиль - этот поистине системный феномен модернистской дизайн-формы, сконцентрировавший в себе основные проблемы, противоречия, цели и ценности проектной культуры на протяжении почти всего XX века.

С тех пор, как Петер Беренс первый создал свой знаменитый фирменный стиль «АЭГ» («Всеобщий электротехнический концерн», Германия 1909г.), прошло почти сто лет, проектирование фирменных сталей стало престижным, дорого оплачиваемым повседневным профессиональным делом дизайнеров, работающих в рекламе, промышленности, моде. В рейтинге объектов графического дизайна фирменный стиль до сих пор занимает одно из самых почетных мест. Вместе с тем новая, - теперь уже информационная, - революция, точнее связанное с ней тотальное внедрение в современную практику проектирования фирменных стилей новейших компьютерных технологий, кажется, способно свести на нет высокий рейтинг этого сложного системного объекта дизайна, превратив многоуровневый и длительный по времени проектный процесс в весьма банальный и несложный алгоритм, не оставляющий места для минимальной творческой художественной инновации. Нынешняя массовая Практика «штампования» фирменных стилей, инициированная неразборчивым рынком и спросом на дизайнерские услуги, дает основания дач такого неутешительного наблюдения.

Компьютер сыграл поистине коварную роль по отношению к дизайну фирменного стиля, освободив его от трудоемких шрифтовых и типографических работ, от рутины унификации стилеобразующик элементов, от классификации и иерархии системной формы и т.д. Дав все это в виде готовых программ, компьютер одновременно изменил саму реальность, а также функции и смысл всех элементов фирменного стиля в новой реальности. Воспроизводя по привычке элементы и их связи по канону модернистской парадигмы, дизайнер на самом деле зачастую воспроизводит пустую форму фирменного стиля, которая уже ничего не значит. Массовая практика реального дизайна весьма далека от понимания гл"А"иго* ^'•пемены функций фирменного стиля в посшнду^трвдпывдц МЖЗДЯвЭДЗДе жизн ~ ~

библиотека !

Актуальность работы. Актуальность работы обусловлена необходимостью получения научно-обоснованного знания об эволюции фирменного стиля в проектной культуре XX века и его структурной и функциональной трансформации в пространстве постмодернизма.

Нужно исследовать произошедшую глубокую перестройку той невидимой пасти айсберга, которая составляет основу организации и функционирования современных компаний, переориентировавших фокус капиталистического воспроизводства жизни с «тяжелой материи» индустриальной вещи на «виртуальную материю» информации: знаков, текстов, символов, образов, короче, глобальной интернет-среды, сделавшей знак важнее вещи, информационный процесс важнее реального производства, управление брендом важнее управления качеством промышленной продукции. В свою очередь произошедшие изменения структуры и функций фирменного стиля могут быть адекватно оценены и осмыслены в более широком контексте исторической эволюции фирменного стиля на протяжении всего XX века, начиная с первого проекта фирменного стиля, созданного П. Беренсом.

Состояние вопроса. Среди источников, затрагивающих проблематику фирменного стиля в теории дизайна, необходимо отметить публикации, вышедшие в период 70* - начала 90* годов XX века и представляющие научные традиции ВНИИ технической эстетики. Среди них особенно значимым является многотомный фундаментальный труд «Библиотека дизайнера», в создании которого приняли участие выдающиеся теоретики и практики ВНИИТЭ. Были также проанализированы другие работы известных авторов: ДА. Азрикан, А.Н. Аксенова, В.Р. Аронов, Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, B.JI. Глазычев, A.A. Гранин, А.Л. Дижур, K.M. Кантор, Л. Кибалова, Т.В. Козлова, А. Кондратов, Л.А. Кузьмичев, Г.Г. Курьерова, А.Н, Лаврентьев, Ю.В. Назаров, Я.Н. Нерсесов, Л.В. Орлова, Е.Э. Павловская, Г.И. Петушкова, СЛ. Серов, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, Е.В. Черневич и др. По мнению диссертанта, в названных работах заложена та методологическая база развития дизайна, которая и сегодня не теряет своей актуальности. Для темы и целей нашего исследования наиболее значимыми оказались представления о проектной культуре и ее взаимосвязях с техническими и социальными процессами развитая в XX веке.

Кроме того в диссертации систематизирован обширный, но разрозненный материал, также относящийся к теме исследования: специальные труды и исследования по брендингу (С. Бардовский, М. Дымшиц, Д. ДАллесандро), постмодернизму (И. Ильин, Н. Кацук, Н. Маньковская), сверхиндустриализму и просьюмерству (О. Тоффлер), информационному обществу (М. Кастельс) и др.

На сплетении всех этих ветвей с учетом общих тенденций в проектной культуре XX - рубежа XX-XXI веков, строится знание об истории развития, кризиса и эволюции фирменного стиля. Идея проектной культуры (О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко) служит основой системного синтеза и позволяет осознанно и конструктивно включать исторический и современный опыт дизайн-деятельности в пространство исследования.

Эмпирический материал исследования - собственно практика проектирования фирменных стилей в истории дизайна XX века - включен в необходимом и достаточном [(ля целей исследования объеме, а именно, рассмотрены только наиболее выдающиеся, ключевые события истории проектирования фирменных стилей.

Ни один из источников накопленного историко-теоретического знания зарубежных и отечественных специалистов, изученных соискателем, не содержит необходимого комплексного анализа функционального, структурного и

морфологического аспектов эволюции фирменного стиля в проектной культуре XX века.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель диссертации - провести анализ процессов зарождения и развитая практики проектирования фирменного стиля в истории дизайна XX века, механизмов функционирования фирменного стиля в структуре экономики и рыночной политики ведущих промышленных фирм и его эволюции и трансформации в проектной культуре конца XX века.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. Анализ литературы по теории и истории фирменного стиля, проектной культуры, моды, новейших культурологических исследований и теорий модернизма, постмодернизма и информационной культуры;

2. Огбор, сравнительный анализ и построение историко-генетического и типологического ряда основных вех становления фирменного стиля как объекта дизайн-проектирования;

3. Анализ функционирования и эисшоции фирменного стиля в структуре современных хай-тек фирм.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования являются наиболее значимые образцы и достижения в практике проектирования фирменных стилей, обозначившие основные вехи в истории дизайна и фирменного стиля в XX столетии.

Предметом исследования являются механизмы и формы эволюционных изменений структуры и функций фирменного стиля в экономике и политике промышленных фирм в контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Работа построена на материале истории и теории проектной культуры, истории и теории фирменного стиля как объекта дизайна и дизайн-программирования. Материал ограничен уникальными примерами фирменных стилей XX века, охватывающими промышленную и модную сферы. Выбор и организация материала подчинены задаче наиболее яркого и всестороннего выявления предмета исследования. Поэтому кроме исторического материала по собственно дизайну исследование включает социологический, экономический и технический пласты материала, а также теорию пост- и сверхиндустриального, информационного и ноосферного общества. Временные границы исследования определены историей возникновения и развития фирменного стиля на протяжении всего XX века.

Метод исследования. Основной метод диссертационной работы - системный подход, который предопределил необходимость проведения анализа и проблематизации сложившейся системы проектной деятельности по разработке фирменного стиля, определения ее целей и концепций в историческом и функционально-структурном срезах, системное описание объекта, используемых проектных принципов и средств. Все это определяет специфику построения системного знания: его нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование и, соответственно, его исследование опираются на принципы и методы самых различных наук.

Большой исторический период, охватываемый исследованием (весь XX век), потребовал также адекватного - исторического - метода изучения.

В системный анализ были включены методы искусствоведческого, историографического анализа, социокуньтуряый и структурно-функциональный анализ.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется тем специфическим углом зрения на эволюцию фирменного стиля в проектной культуре XX века, который впервые заявлен и реализован в диссертации: исследовать этот процесс с точки зрения кризиса классической эпохи фирменного стиля на переходе от модернизма к постмодернизму. Этот угол зрения позволил объяснить причины произошедших структурных трансформаций классического фирменного стиля и выявить новые формы его эволюции и функционирования в постмодернистской проектной культуре.

В диссертации впервые:

- системно исследованы структурные трансформации фирменного стиля как объекта дизайн-программирования на протяжении всего XX века;

- дана развернутая научно-теоретическая интерпретация фирменного стиля как классической парадигмы модернизма;

- показано, что в постмодернистской проектной культуре фирменный стиль эволюционирует в брендинг.

Перечисленные основные положения диссертации выносятся на защиту.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенная автором научная работа впервые исследует эволюцию фирменного стиля в проектной культуре XX века, также впервые производится анализ современной деформации фирменного стиля с точки зрения перерождения в бренд-билдинг.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволяют понять причины и последствия современной тенденции деформации сложной программы фирменного стиля в алгоритм рекламно-графического комплекса и ее постепенного перерождения в брендинг как новую форму постмодернистской дизайн-программы, расширить представления о проектной культуре XX века

Полученное знание может быть использовано для анализа и оценки проектных решений системной дизайнерской деятельности, при непосредственном проектировании фирменных стилей, дизайн-программ, а также в бренд-билдинге. Материалы исследования позволяют адресно использовать опыт дизайн-программирования, накопленный в течении XX века, не только в профессиональной деятельности, но и в сфере высшего образования специалистов дизайна и технической эстетики, как на курсах лекций, так и на практических занятиях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, выносились автором на конференции международного, всероссийского и межвузовского характера, излагались на практических занятиях по курсу «Спецрисунок» кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина на протяжении одного учебного года.

Результаты исследования были внедрены при разработке веб-сайта агентства комплексного маркетинга «Качалов и Коллеги», при создании фирменного стиля компаний «Качалов и Коллеги», «Рембыттехника», «Mr.Doors», «Банана-Мама», «BigRey», «Ноль Плюс», при разработке брендов и стиля продуктовых линеек «BauMaster». «Царь-овощ», «Балтийские шпроты», «Томатная страна», «Печень трески», «Корона Изобилия».

По теме диссертации имеются 10 печатных работ в сборнике научных трудов МГТУ им. А.Н. Косыгина; в сборниках материалов и тезисов международных, всероссийских и межвузовских научных и научно-технических конференций МГТУ им. А.Н. Косыгина, ИГТА, СПГУТД; в научных изданиях «Вестник ДИТУД», «Объединенный научный журнал» и «Техника и технология».

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.

В Заключении изложены общие выводы по данной работе, сформулированные на основании проведенного исследования в соответствии с его целью и задачами, - это ряд положений имеющих существенное значение для понимания процессов эволюции фирменного стиля в проектной культуре XX века:

1. Фирменный стиль родился в начале XX века как парадигма проектной культуры эпохи модернизма, функционируя и развиваясь в качестве естественного механизма проектной, рекламной и маркетинговой технологии, соответствующих этой эпохе, ее модели производства, потребления и рынка.

2. Кризис фирменного стиля в конце XX века связан с перестройкой базисных производительных структур современного общества на основе информационных технологий, изменивших типы и формы всех взаимодействий внутри и между проектированием, производством, потреблением, рынком, культурой, бизнесом, знаками и вещами и т.д. В этих условиях классический фирменный стиль и его системная методология распадаются на отдельные фрагменты и технологии, обслуживающие остаточные области модернистской культуры, а внутри новых корпораций и новой, постмодернистской культуры фирменный стиль эволюционирует в брендинг.

3. Классический фирменный стиль создавал системный образ промышленной фирмы и ее продукции, в котором знак и вещь соответствовали друг другу, были тождественны и нераздельны. Бренд - это рекламный образ-символ вещи, возведенный в высшую степень значимости и ценности, обладающий независимостью от вещи и большей действительностью, чем сама вещь. Бренд - парадигма постмодернистской, сверх-информационной, сверх-виртуализированной проектной культуры.

4. Новыми реалиями эпохи брендинга, составляющими ее базис, являются сверхнасыщенность рынка, сверхинформированность потребителя, сверхдоступность технологий, сверхвзаимопроникновение технологий и как результат — сверхискушеный покупатель, активно участвующий в процессе брендинга.

В Приложения! представлен иллюстративный материал, не вошедший в основной текст диссертационной работы, а также вспомогательные и дополнительные текстовые материалы.

i6 £ *7 4 84

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРЪ 2006-4

1. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Принципы a J J ^ фирменного criun с использованием компьютерных технолога

и оборудование текстильной промышленности (Текстиль - 2003, научно-технической конференции. - М.: МГТУ им. А,Н. Косыгина, 2003. - С. 338^339.

2. Счетчиков HJE., Сидоренко В.Ф. Формирование ключевого элемента разработки комплекса рекламно-сувенирной продукции Музея художественных тканей МГТУ им. А.Н. Косыпша//Тексгиль XXI века: Тез. докл. Всероссийской научной студенческой конференции. - М.: МГТУ им. АД. Косыгина, 2003. - С. 109-110.

3. Счетчиков RE., Сидоренко В.Ф. Фирменный сталь и компьютер в эпоху постмодернюма/УСовременные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс - 2004): Сборник материалов международной научно-технической конференции. Часть 2. - Иваново: ИГТА,2004.-С. 13-14.

4. Счетчиков И.Е. AEG - первый фирменный сгальШолодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленное™ (Поиск - 2005): Сборник материалов Межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов. Часть 2. - Иваново: ИГТА, 2005. -С. 134-135.

5. Счетчиков И.Е. Оливегпи. К истории вопроса//Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс -2005): Сборник материалов международной научно-технической конференции. Часть 1. -Иваново: ИГТА, 2005. - С.279-280.

6. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Дизайн и Реклама. Проблемы взаимодействия//Современяые наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс - 2005): Сборник материалов международной научно-технической конференции. Часть 1. - Иваново: ИГТА, 2005. -С. 281-282. ' _ '

7. Счетчиков И.Е. Роль художественной программы в фирменном стилей/Проблемы экономики и прогрессивной технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности (Дни науки - 2005): Тез. докл. Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: СПГУТД, 2005. - С. 259-260.

8. Счетчиков И£., Седоренко В.Ф. Роль просьюмерства в проблеме дизайна XXI века/Юбьединенный научный журнал. - М.: Фонд научных публикаций, 2005. -№19(147).-С.81-84. ' "

9. Счетчиков ИЛ, Сидоренко" В.Ф. Проблема «ламерсгва» в современном дизайне//Объединенный научный журнал. - М.: Фонд научных публикаций, 2005. -№ 19 (147). - С. 85-88.

10. Счетчиков И.Е. Формирование принципов дизайн-программы в концепции «прет-а-порте»//Гехника и технология. - М.: Компания Спутник+, 2005. - № 5 (11). - С. 79-82.

Поделиться с друзьями: