• Невская Ольга Витальевна
  • 2007
  • 27

Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 17.00.02 — Музыкальное искусство
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Основные функции жанра
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Жанровые лексемы в творчестве Шопена
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Использование элементов жанра
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Стилистическая трансформация образной сферы
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Невская Ольга Витальевна, 2007, 17.00.02 — Музыкальное искусство

Постановка проблемы и актуальность исследования Давно замечено, что «Равель принадлежит к числу художников, крайне неохотно предававших гласности свое идейно-художественное credo»1 Высказывания композитора о своей музыке всегда указывают на самодостаточность музыкальных средств выразительности Т Адорно писал, что ни одно произведение Равеля «не нуждается для объяснения в другом, кроме самого себя»2 Может быть, поэтому так велик интерес ко всему, что связано с культурно-историческим контекстом, с предпочтениями Равеля в искусстве, с эстетическими и мировоззренческими принципами Среди разного рода источников, питавших его музыку, немаловажную роль играют литературные влияния

Взаимодействия с литературой в творчестве Равеля многообразны это и выбор текстов для камерно-вокальных произведений, и обращение к программным заголовкам инструментальных сочинений, и либретто театральных композиций, и, в самом общем плане, эстетика его творчества И если литературные истоки своих инструментальных произведений композитор порой не прояснял, то по отношению к собственному творческому методу он утверждал, что «ключ» находится именно в литературном тексте3

Мы предполагаем, что литературное слово обеспечивает не только некое общее воздействие на музыку Равеля, но играет самую непосредственную роль в становлении композиционного метода и в формировании особенностей композиции Эта научная гипотеза позволяет акцентировать внимание на общей проблеме соотношения литературного текста и инструментальной музыки, выявления способов их взаимодействия, степени конкретности и опосредованности Ее решение актуально не только для музыковедческой и исполнительской интерпретации фортепианного творчества Равеля, но и для более полного представления о музыкальном мышлении композиторов рубежа XIX-XX веков, когда отношение слова и музыки приобретало особо сложные и изысканные формы

Нам представляется, что наиболее интересными аспектами взаимодействия литературы и музыки в творчестве Равеля является, с одной стороны, его творческий метод, позволяющий оценить путь от замысла к воплощению,

1 Филенко Г Морис Равель и его письма // Равель в зеркале своих писем (Сост Жерар М , Шалю Р ) - Л , 1988 -С 3

~ Адорно Т Раветь // Адорно Т Избранное Социология музыки -М-СПб, 1999 -С 240

3 Равель писал «Что касается творческого метода безусловно, моим учителем был Эдгар Аллан По Его замечательный трактат «Философия творчества» в любом случае оказал на меня величайшее влияние» (Цит по Orenstem A A Ravel reader Correspondence, Articles, Interviews -New York, 1990 -P 394)

с другой стороны - реализация литературных мотивов в ткани инструментальных произведений В связи с этим сформировалась основная задача работы исследовать взаимодействия литературных текстов-источников с творческим методом и инструментальными (фортепианными) произведениями Равеля Основная задача диссертации предполагает решение ряда более частных задач, таких, как изучение самих литературных текстов, анализ эстетических взглядов композитора, интерпретация литературных мотивов в фортепианных произведениях Объектом исследования стали фортепианные произведения M Равеля Его предмет - соотношение литературных текстов и музыкальной композиции

Материал диссертации включает в себя как литературные источники, так и музыкальные произведения, наиболее ярко отразившие литературные влияния Для раскрытия эстетических пристрастий и творческого метода Равеля источниками послужили такие литературные тексты, как Эдгар Алан По эссе «Философия творчества» («The philosophy of composition»), Дени Дидро трактат «Парадокс об актере» («Paradoxe sur le comedien»), Шарль Бодлер статья «Художник современной жизни» («La peintre de la vie moderne»), Жюль Барбе д'Оревильи эссе «О дендизме и Джордже Бреммел-ле» («Du dandysme et de George Brummell»), Жорис-Карл Гюисманс роман «Наоборот» («A Rebours»), а также избранные статьи Поля Валери

Другой ряд источников - литературные сочинения, напрягшую либо опосредованно связанные с музыкой Это стихотворения в прозе Алоизиюса Бертрана «Гаспар из тьмы Фантазии в манере Рембрандта и Калло» («Gaspard de la nuit Fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot»), стихотворение Альбера Самена «Инфанта»4 («Mon ame est une infante») из сборника «В саду инфанты» («Au Jardm de l'Infante»), поэтический цикл Поля Верлена «Галантные празднества» («Fetes galantes»), роман Анри де Ренье «Встречи господина де Брео» («Les rencontres de M de Breot»)

Музыкальный материал диссертации - это прежде всего те инструментальные композиции, где имеются связи с литературными источниками Наше внимание было направлено по преимуществу на фортепианное творчество композитора, особенно такие фортепианные пьесы, как «Павана почившей инфанте», «Гаспар из тьмы5» и «Благородные и сентиментальные вальсы» Естественно, что контекстом рассмотрения послужило все творчество Равеля постольку, поскольку это касалось литературных влияний

4 Название приводится по русскому переводу Ю Корнеева

5 Название приводится в соответствии с переводом заглавия книги Бертрана (Бертран А Гаспар из тьмы Фантазии в манере Рембрандта и Калло - M , 1981)

Методология. Так как предмет диссертации сочетает в себе и литературу, и музыку, подход к нему по необходимости носит комплексный характер Мы руководствовались стремлением выявить ключевые характеристики литературного текста и проследить, как они ведут себя в условиях текста музыкального Сравнение двух видов текстов (литературного и музыкального) делает избранный метод примыкающим к одному из видов интертекстуальности (Р Барт) Помимо исследований, адресованных анализу литературных произведений (назовем работы В Жирмунского, Н Балашова, М Гаспарова, Г Косикова, Д Обломиевского, В Толмачева, Д Чавчанидзе и др), мы опирались на музыковедческие исследования, посвященные проблеме взаимодействия словесной и музыкальной ткани Это работы М Арановского, В. Васиной-Гроссман, М Бонфельда, Е Ручьевской, Л Гервер, Ю Степановой, И Горной и др Из последних исследований назовем работу Т Е Лейе «Чехов и Шостакович» (2006) Проблема интертекстуальности в музыке разрабатывалась Л С Дьячковой6 В анализе музыкальных произведений применялись различные методы от рассмотрения отдельных параметров музыкального языка до композиционного анализа произведения Нам также представилось необходимьм проанализировать и интерпретировать все высказывания Равеля относительно связи между эстетической и технической сторонами его творчества

Научная новизна диссертации определяется как материалом, так и ракурсом исследования Исследования отношений музыки Равеля и литературы до сих пор в основном концентрировались вокруг сочинений с текстом (камерно-вокальные и оперные произведения)7. Музыковедческих исследований, где литературное слово рассматривалось бы как важное основание композиционного метода Равеля, как источник его мировоззрения и эстетических пристрастий, а также как важная составная часть поэтики инструментальных сочинений, до сих пор не существует Обращение к литературным текстам, не привлекавшимся ранее, позволило выявить и уточнить некоторые аспекты творческого метода Равеля, а также существенно дополнить представления о его эстетических и мировоззренческих принципах В музыкальном языке композитора выявлен ряд элементов, связанных с образами, идея-

6 Дьячкова Л Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры Сб тр РАМ им Гнесиных Вып 129 -М,1994

7 Ette W, Kiem H «Surgi de la croupe et du pond» Stephane Mallarmé, Maurice Ravel // Music und Ästhetik -№ 1-2, 1997, Sachs К J Майлсе Ravel's «Samte» (1896) nach Stephane Mallarme // Archiv fur Musikwissenschaft - Band 54, Heft 2, 1997, Prost С Ravel L'enfant et les sortileges // Analyse musicale -№ 21, 1990, Lassus M -P Ravel, l'enchanteur structure poetique et structure musicales dans L'enfant et les sortileges // Analyse musicale -№26,1992,ProstC L'enfant et les sortileges l'infidélité aux modeles//Analyse musicale -№26,1992

ми и структурными особенностями литературных источников Анализ взаимодействия литературного и музыкального текстов позволил обнаружить дополнительные смысловые оттенки в фортепианных сочинениях Равеля

Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах истории зарубежной музыки, истории фортепианного исполнительства, в исполнительской практике, а также для дальнейших научных исследований

Апробация работы Работа неоднократно обсуждалась на кафедре современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Российской академии музыки имени Гнесиных Помимо опубликованных статей, материалы диссертации стали основой сообщения на конференции «Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку стратегия и перспективы музыкального образования» 25-28 октября 2005 года

Структура работы Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и Приложения Приложение содержит тексты литературных произведений Нотные примеры помещены в основной текст

Заключение

Проведенное исследование позволяет судить о том, насколько важны были литературные источники для Равеля Получила подтверждение гипотеза, что самые разные виды творческой деятельности композитора, в частности, его творческий метод, так или иначе были связаны с литературными текстами Литературные составляющие эстетики Равеля, условно названные нами «рационализм - дендизм - эстетизм» составляют довольно стройную систему взглядов Ключевые моменты этих эстетик образуют общее смысловое поле Так, «осуждение» спонтанности Эдгаром По связано с «ненавистной искренностью» Равеля, с лицемерием и невозмутимостью дендизма и искусственностью эстетизма «Неоднозначность» шедевра Э По пересекается с парадоксами дендизма, а также со «странностями» и «волнующими туманностями», которых искал в искусстве Гюисманс Общей точкой соприкосновения всех литературных оснований эстетики Равеля стал также культ совершенства, достижение которого и Эдгар По, и последователи дендизма, и Гюисманс, и сам Равель видели в сознательной, целенаправленной и последовательной творческой деятельности Поэтому не удивительно, что все ключевые составляющие эстетических взглядов Равеля мы обнаружили в музыкальной ткани его произведений

Анализ связи литературных источников и фортепианной музыки Равеля показал, что степень и характер литературных влияний различны В «Па-ване почившей инфанте» возникает парадоксальная ситуация при том, что Равель отрицал литературные ассоциации в «Паване», он одновременно указывал на ее связь с поэтическим словом через аллитерацию в заглавии Привлечение вероятного литературного источника в контекст других составляющих смыслового поля «Паваны» помогло нам более точно сформулировать и выразить образные характеристики «Паваны» В «Гаспаре из тьмы» степень присутствия «незвучащего» слова необычайно велика Однако, характер взаимодействия Равеля-Бертрана различен в каждой пьесе Во всех трех пьесах мы обнаружили сюжетно-образные параллели с источником, а в

«Ундине» и «Виселице» - структурные подобия бертрановским стихам Однако мы полагаем, что замысел «Ундины» определялся, прежде всего, сюжетом (последовательность событий), «Виселицы» - «аффектом» (галлюцинация, состояние оцепенения), а «Скарбо» - идеей (трансформация образа) стихотворений Бертрана В «Благородных и сентиментальных вальсах» интерпретация и переосмысления образов романа не имеют такого конкретного значения Зато общие идеи Равеля и Ренье представляются нам более значительными Это прежде всего двойственность, исключительное мастерство, особое отношение к прошлому, меланхолия и «беззаботная радость танца» Тот факт, что образные мотивы романа Ренье проникают и в другие сочинения Равеля («Игра воды», «Античный менуэт», «Отражения»), можно объяснить не столько обращением к тексту романа, сколько совпадением образной тематики творчества обоих мастеров Мы обнаружили некоторые также некоторые сюжетные и композиционные параллели романа и цикла Существование такого «аналога» Равелю в литературе еще раз свидетельствует о связях его музыки с «незвучащим» словом

Таким образом, можно констатировать, что образы, идеи и структурные особенности литературных сочинений действительно имели значение для творческого метода и музыкальных композиций Равеля Отражение литературных образов шло по разным линиям и могло касаться и образно-смыслового, и структурного воплощения Поэтому творчество Равеля представляет собой поле взаимодействия литературных и музыкальных идей, которые можно проследить в произведениях и других жанров

Публикации по теме диссертации:

1 Невская О В саду инфанты об истоках «Паваны» Равеля // «Музыка и время» -2006, №Ю - С 34-37 0,25 п л

2 Кондратьева (Невская) О Морис Равель и «философия дендизма» // Молодое поколение гнесинцев направления научного поиска Сборник трудов РАМ им Гнесиных Вып 167 -М,2006 - С 63-70 0, 25 п л

3 Невская О «Гаспар из тьмы» А Бертрана-М Равеля Лекция по курсу «История зарубежной музыки» - М , 2006 4,5 п л

Поделиться с друзьями: