• Белозерова Евгения Александровна
  • 2008
  • 19

Функционирование имен собственных в художественном тексте и дискурсе автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Функционирование имен собственных в художественном тексте и дискурсе - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 10.02.04 — Германские языки
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Лингвокультурный потенциал имен собственных в художественном тексте
  • Виды и функции имен собственных в художественном тексте
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Личное имя собственное как носитель культурного компонента значения
  • Словесные товарные знаки
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Функции товарных знаков в художественном тексте
  • Когнитивный подход к раскрытию механизма функционирования онимов в художественном дискурсе
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Роль магических заклинаний в сюжете волшебной сказки
  • Знаковая природа имени собственного
  • Перцептивность и проблема наблюдателя
  • Референция антропонима в анекдоте
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Белозерова Евгения Александровна, 2008, 10.02.04 — Германские языки

Имена собственные уже не одно тысячелетие являются объектом различного рода размышлений, наблюдений, исследований Ученых и философов всегда привлекало и продолжает привлекать особое свойство этих необычных слов, помимо выполнения своей основной функции - идентификации лица или объекта и выделения его из ряда ему подобных - имена способны аккумулировать в себе целый «набор» дополнительной информации, ассоциаций, традиций. Имя собственное при детальном рассмотрении можно представить в виде своего рода «базы данных», поля которой содержат информацию о том, кто или что может быть названо этим именем, когда, почему, где и каким народом, какие с именем связаны ассоциации и традиции употребления, чем знаменит человек или объект, носящий это имя Именно поэтому пмп собственное находится в центре внимания исслёдсв&тслси различных отраслей географии, геральдики, истории, лингвистики, лингвокуль-турологии, социологии, этнологии, этнолингвистики и других

Настоящее диссертационное исследование посвящено одному из множества аспектов рассмотрения имен собственных его функционированию в художественном тексте и дискурсе Имена собственные, являясь элементами дискурса, представляют собой одно из связующих звеньев, своего рода мостик между текстом, автором и внетекстовой реальностью Они позволяют «привязывать» действительность, изображенную в произведении художественной литературы, к объективно существующему пространственно-временному континууму При этом изображенная действительность имеет многие схожие черты, или атрибуты, что и действительность, в которой живет автор Среди таких атрибутов мы выделяем географические объекты, отдельных представителей общества, набор товаров и услуг, ранее созданные тексты (к числу которых относятся книги, песни, фильмы) Другими словами, имена собственные представляют собой одно из важнейших средств репрезентации как внешнего, так и внутреннего мира автора и его окружения социально-общественного, культурного, географического и тд Имена собственные позволяют автору «выйти» за рамки создаваемого им текста во внетекстовую реальность, при этом они служат своего рода призмой, сквозь которую автор видит и изображает окружающую действительность Таким образом, анализ ономастикона художественного дискурса позволяет исследователям делать выводы о том, каким отображается мир в авторском сознании

Актуальность исследования продиктована необходимостью пересмотра вопроса о функционировании имен собственных в художественном тексте с учетом достижений новых тенденций в лингвистике, а также на материале современной литературы До сих пор усилия исследователей-ономастов в сфере художественной литературы почти всегда направлялись на изучение вымышленных имен персонажей произведения (С И Гарагуля, И В Гюббенет и др), их адресных характеристиках (И В. Гюббенет, С М Пак, С В Перкас), а в последнее время также прецедентных имен (Д Б Гудков, Ю Н Караулов, В В Красных, Г Г Слышкин) Гораздо меньше внимания уделяется функционированию тех имен, которые, являясь элемен-

тами объективной действительности, не имеют при этом статуса прецедентных Такие имена не всегда входят в набор фоновых знаний носителей языка В исследовании показано, что такие имена по отдельности, а также их совокупность, способны создавать новые смыслы, придавать дополнительные значения образам, раскрываемым в тексте, а также играть немаловажную роль в интерпретации авторского замысла

Объестом данного исследования является имя собственное как носитель определенного набора фоновых знаний и представлений, а также социокультурных коннотаций, которые присущи представителям данного лингво-культурного сообщества

Предметом исследования выступает функциональная сторона имен собственных, реализуемая в рамках художественного дискурса

цель исследования ¿аключаен-м в юм, ншиы выявить и обосновать механизм зависимости между функцией имени собственного в художественном дискурсе и той частью знаний и представлений, которые активируются в сознании читателя

Цель работы определяется конкретными задачами исследования, которые состоят в том, чтобы

1) рассмотреть современные тенденции в отношении подходов к понятиям текст и дискурс и взаимосвязи этих понятий между собой,

2) охарактеризовать содержание понятия «фоновые знания» как ключевого понятия лиш вострановедения и лингвокультурологии, рассмотреть способы лингвистического выражения фоновых знаний, а также совершить обзор концепций, основанных на этом понятии,

3) изучить различные подходы к именам собственным как «хранителям» фоновых знаний, а также осветить круг основных проблем, связанных с именами,

4) выделить, обосновать и проиллюстрировать функции имен каж-Д01 о из рассматриваемого нами типов (антропонимов, топонимов, словесных товарных знаков, библионимов) на материале художественного текста,

5) рассмотреть основные предпосылки возникновения, а также ключевые понятия когнитивной лингвистики и фреймовой семантики с целью их использования в анализе функционирования имен собственных,

6) использовать понятия пространства, вместилища, ситуативного фрейма, семантического фрейма для углубления представлений о механизме функционирования онимов,

7) обосновать наличие зависимости между типом и функцией имени собственного в художественном тексте и актуализируемой информацией об этом имени на основе построения семантического фрейма онимов

Цели и задачи, поставленные в диссертации, предопределили использование разнообразных и взаимодополняющих методов исследования метод анализа словарных дефиниций, семантический анализ, фреймовый анализ, контекстуальный анализ, метод лингвокультурной интерпретации исследуемых единиц, статистический метод, метод текстовой выборки, лингвокульту-рологический комментарий

Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть особенности актуализации фоновых знаний, стоящих за именами собственными, с учетом выполняемых ими функций в художественном тексте В рамках предложенной концепции при рассмотрении механизма функционирования имен собственных были применены элементы когнитивно-дискурсивного анализа

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты проделанной работы позволяют взглянуть на структуру значения имени собственного с позиций современных направлений лингвистики Кроме того, разнообразие примененных подходов к функционированию имен собственных в художественном тексте позволяет глубже и точнее понять характер сообщаемой именем информации и механизм ее актуализации в сознании реципиента, что может оказаться полезным для разработки принципов составления статьи лингвокультурологического словаря

Практическая ценность работы обусловлена тем, что полученные данные и выводы могут быть использованы на занятиях по лексиколо1 ии, стилистике, лингвистике текста, лингвострановедению и лингвокультурологии, а также на практических и семинарских занятиях, посвященных литературной ономастике, стилистическому и когнитивно-дискурсивному анализу текста и др Представленный в работе материал может оказаться полезным при обучении филологов глубокому анализу и интерпретации текста с учетом социально-исторического контекста Кроме того, он может найти свое применение на занятиях по переводу художественной литературы, в частности посвященным лингвострановедческому комментарию

В качестве материала для работы мы использовали художественную прозу английских авторов второй половины XX - начала XXI века Д Лоджа, С Таунсенд, Н Хорнби, С Кинселлы общим объемом около 4 ООО страниц В процессе анализа отобранного текстового материала мы прибегали к использованию различных справочных изданий и словарей, предоставляющих информацию энциклопедического характера Картотека отобранных в процессе обработки материала имен собственных составляет свыше 2 300 единиц

Апробация и внедрение материалов исследования Основные положения диссертации и ее результаты обсуждались на заседаниях кафедры лексики английского языка МПГУ (2006-2007), ежегодных научных чтениях факультета и отражены в трех опубликованных статьях

Исходя из результатов исследования, на защиту выносятся следующие положения.

1 Художественный текст рассматривается в качестве вторичной моделирующей системы, поскольку мир, представленный в нем, вторичен по отношению к миру объективной реальности Однако вторичная действительность художественного текста помимо вымышленных имен, называющих вымышленные персонажи и объекты, включает также целый ряд имен невымышленных, таких, которые имеют аналоги в реальном мире Имена действительно существующих людей (антропонимы), мест (топонимы), предметов

(товарные знаки) и произведений (библионимы) способны выполнять в тексте ряд функций, среди которых мы выделяем общие для всех типов имен пространственно-временную, характеризующую, сравнительную и символическую При этом характер и количество сообщаемой именем информации зависит одновременно как от типа имени, так и от его функции в художественном тексте и дискурсе

2 Имена собственные, выполняющие пространственно-временную функцию, привязывают вторичную действительность художественного текста к объективно существующему пространственно-временному континууму В своей совокупности они способствуют образованию особой разновидности пространства художественного дискурса, которое не просто раскрывает тематику всего произведения, но и играет важную роль в раскрытии авторского

3 Образы персонажей художественного произведения могут быть представлены в качестве вместилищ Элементами каждого из подобных вместилищ выступают детали образа данного персонажа, характеризующие его внешность, образование, хобби, идеалы, статус, характер и пр Важную роль при такой характеристике играют имена собственные, которые мы называем характеризующими по названию выполняемой ими функции В сознании читающего вместилища, представляющие образы персонажей, могут быть структурированы посредством фрейма Элементы образа, в том числе и имена собственные, заполняют слоты соответствующего персонажу фрейма

4 Целый ряд имен собственных способен характеризовать представленные в художественном тексте образы и объекты посредством их сравнения с самим носителем имени При таком сравнении происходит актуализация лишь некоторой части стоящей за именем внетекстовой, или фоновой, информации Эта часть информации, или слот семантического фрейма имени, представляет собой основание для сравнения и указывает на черты внешности и характера, манеры, привычки, профессию, достижения, стиль жизни носителя имени и др Сравнение может служить в качестве источника лингвокультурной информации, а также некоторого дополнительного средства создания художественного образа

5 Некоторые имена собственные, обладающие особенно ярким ассоциативным потенциалом, способны выполнять в тексте роль символов Такие имена указывают не на свой денотат, но на стоящее за ними понятие, чаще абстрактное

Структура диссертации определяется поставленными выше целями и задачами Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей список использованной научной и художественной литературы и словарей, а также приложения с таблицами и списками имен собственных, выбранных в процессе анализа

Основные положения диссертации отражены в трех публикациях

1) Белозерова Е.А. Фреймовая структура семантики товарного знака и его функции в художественном произведении // Когнитивная лингвистика: Новые проблемы познания. Сборник научных трудов. Выпуск 5. - Москва, Рязань, 2007. - С.116-120 - 0,6 п.л.

2) Белозерова Е А Лингвокультурологические особенности художественного текста (на материале современного английского языка) // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидакти-ки Сборник научных трудов Выпуск 4 - М Прометей, 2005 - С 9-13 - 0,5 п л

3) Белозерова Е А Пространственно-временная функция имен собственных в художественном тексте // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики Сборник научных трудов Выпуск 6 - М Прометей, 2007 - С 16-21 -0,5 п л / _

Поделиться с друзьями: