• Печерская Надежда Марковна
  • 2011
  • 23

Историко-психологические особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Историко-психологические особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Определения, используемые при описании личности Иисуса Христа, в теологической, философской, психологической литературе
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Евангельский нарратив в границах библейской психологии
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Нарративный евангельский аспект в развитии библейской психологии нового времени
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Библейская наррация в переходе от средневекового знания к новоевропейскому
  • Определение смысла жизни и отношение к смерти в раннем юношеском возрасте
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Печерская Надежда Марковна, 2011, 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

Актуальность темы исследования. Представленная работа посвящена актуальной проблеме - исследованию историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период нового времени. Современная психологическая наука на сегодняшний день в своих стремлениях к научно - религиозным сопоставлениям вводит в круг актуальных мировоззренчески - методологических проблем вопрос, который в большей мере был закрыт в советские десятилетия: как совмещать светское знание с религией. В западных странах мостами между религией и современной наукой были и остаются теологические дисциплины, укорененные в университетском образовании и в гуманитарных исследовательских практиках. К таким мостам относилась и библейская психология. Вводивший её в современный интеллектуальный обиход Ф. Делич (1855 г.) определял библейскую психологию и как часть актуального психологического знания, и как старейшую теологическую дисциплину. В России академический диалог между христианством и психологической наукой восстанавливается в формах, диктуемых социальными, политическими, культурными и церковно-конфессиональными условиями развития постсоветской России. Подобные процессы вернее всего выражаются понятием «эклектика», трактуемым обычно как «соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий» (Философский энциклопедический словарь) и воспринимаемым научным сообществом неоднозначно (Г.Ю. Ивлева). Некоторыми авторами в психологическом знании поддерживается позитивное отношение к эклектизму (Ю.И. Александров, В.В. Никандров, В.А. Янчук; F. Norcross, D. Smith и др.). В свете интегративной эклектики (В.А. Янчук) эклектизм характерен для человека, поскольку проявляется в его стремлении аккумулировать и актуализировать продуктивный опыт других людей, не обсуждая пригодности этого опыта и диалектического, последовательного его вписывания в собственную практику. Эклектизм, прежде всего, рассматривается как выбор лучшего из различных систем, попытка постижения феномена с позиций различных теоретических подходов. Применительно к психотерапии допускается и религиозно-научный эклектизм (L.J. Stanton, R.E. Butman).

Учитывая полемику с религией, долгое время преобладавшую в отечественной науке, данная работа является одной из первых, подчеркивающих свою актуальность для историографии психологии. Выделены стратегии научно-религиозного взаимодействия в современной науке. Даётся историко-психологи-ческая оценка места знания об образе Иисуса Христа в динамике взаимодействия научного и религиозного познания.

Состояние разработанности проблемы. Историко-психологическое изучение христианских истоков изначально было свойственно современной психологии, в частности вопросы психологической терминологии в Библии, о догматике души, об антропологии отцов церкви и т.п. Психологический традиционализм (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, В.В. Абраменкова) выступает с попытками переосмысления историко-психологического процесса. Модели отношений, сложившихся между психологией и теологией (J.Carter, B.Narramore),

зачастую отражают личные авторские взгляды, порождая противоречия между теологическими и психологическими теоретическими построениями. Последние по убеждению некоторых исследователей (L. Crabb, D. Myers, М. Jeeves, D. Stanton, R. Butman) снимаются выработкой христианского эклектичного подхода, использующего психологические принципы, имеющие убедительное научное обоснование и не противоречащие библейским сведениям. Схематичное изложение взаимосвязей христианства и психологии (М. Ward) конкретизируется системой возможных областей совместимости психологии и теологии (G. Collins), обеспечивая в культурно-историческом пространстве теологии второй половины 20 века динамику религиозно-научного эклектизма.

В 20 веке особенностью религиозно-научного эклектизма является перемещение исследовательских интересов с Ветхого завета на Евангелие. Указанная тенденция означает сближение христологии с психологическими учениями о личности. Она наполняет новым содержанием постоянное внимание мировой культуры к фигуре Иисуса Христа и вводит его в рамки психологического изучения (G.S. Hall). Во второй половине 20 века знание об образе Иисуса Христа используется в качестве системного механизма взаимодействия смежных областей психологии и теологии. Посредством этого в свете психологии личности (S. Schneiders), психологии религии (D. Benner, О. Hyder, М. Fowler, J. Engel, D. Ratcliff), психологии эмоций (R. Koteskey), педагогики (G.S. Hall), социальной психологии (J. Darley & С. Batson), психотерапии и консультирования (F.B. Minirth) разворачиваются психологические особенности отдельных теологических концептов.

В начале 21 века в историко-психологических исследованиях начинает преобладать нарративная тематика (В.А. Шкуратов, Я.М. Еремеев). Теологическая мысль, в свою очередь, выделяет библейский рассказ как основу христианской науки о душе, ищет аналогичные подходы в светской науке и находит их в виде нарративных и дискурсивных течений психологии. Весьма благоприятным для определения объекта нашего исследования оказывается то, что нарративная психология и нарративная теология зародились практически одновременно, развиваются параллельно и достигли к настоящему времени, по официальному утверждению религиозных властей (Папская библейская комиссия, И. Ратцин-гер), признания соответственно как в психологии, так и в теологии. Актуальной становится разработанность проблематики по историко-психологической оценке особенностей религиозного восприятия, которая носит междисциплинарный характер (исторической психологии - В.А. Шкуратов; теологии - М. Эриксон; истории - К. Армстронг; христологии - Ю. Мольтман; библеистики - С. Гон-децкий; Б. Мецгер). В этой связи знание об образе Иисуса Христа порождается вариативностью интерпретаций в различных областях, включая пространство текста, содержательно разворачивающееся первоначально - в евангельском повествовании (Gospel narrative) и социокультурно структурированного в пределах апокриф-канон. В изучении механизмов усложнения репертуара интерпретаций показательным является, как зарубежный (Й. Брокмейер, JI. Филлипс, М.В. Иоргенсен), так и отечественный опыт нарративной и дискурсивной психологии (Я.М. Еремеев). Применительно к библейским текстам - отечественно-

го литературоведения (A.C. Аверинцев), зарубежной когитологии (H.R. Alker, W.C. Lehnert, D.K. Schneider). Ф. Делич предложил повествовательный план Писания в качестве основы библейской психологии. По мнению В.А. Шкурато-ва, евангельский нарратив является частью библейской наррадигмы, заложившей основы библейской психологии. Однако, полагаем, что историко-психологическая оценка места евангельского нарратива в динамике религиозно-научного эклектизма в целом далека от ясности.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался поиском компромиссов между каноническим и научно-литературным использованием Библии. На рубеже 18-19 веков в Германии модернизация евангельского богословия и становление современной психологии протекали одновременно и во взаимодействии, что применительно к периоду Нового времени обосновывает выбор границ эмпирического материала в пределах германской науки (И.Г. Гесс, Ф.Д.Э. Шлейермахер, Д. Штраус, А. Швейцер и др.).

Цель работы - изучение историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период Нового времени.

Предмет исследования - взаимодействие религиозного и научного познания.

Объею- исследования: религиозно-исторические тексты в корпусе источников, отражающих исторические периоды: патристики 1-нач.4 века и периода Нового времени 18-19 веков.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Установить особенности религиозно-научного эклектизма в системе общих стратегий взаимодействия религиозного и научного познания в современной науке.

2. Рассмотреть систему вариантов ответа на вопрос о подлинности евангельского повествования.

3. Определить текстологическую основу исследования знания об образе Иисуса Христа.

4. Сконструировать наррадигмальную модель для описания процесса взаимодействия религиозного и научного познания.

Методические задачи:

5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.

6. Разработать методический инструментарий, направленный на изучение историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период Нового времени.

Эмпирические задачи:

7.Рассмотреть структурно-динамические характеристики формирования знаний об образе Иисуса Христа в период патристики 1-нач.4 века.

8. Ввести систему гносеологических вариантов ответов на вопрос о подлинности евангельского повествования в изучение динамики религиозно-научного эклектизма.

9. Описать динамику религиозно-научного эклектизма на основании трансформации в 18-19 веках знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1-нач.4 века.

10. Охарактеризовать работу механизмов «теология - психология» в пространстве «теология - литература» 18-19 веков.

Гипотезы исследования:

1. Религиозно-научный эклектизм 18-19 веков исторически может быть обусловлен динамикой трансформации знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1-нач.4 века.

2. Динамика трансформации данного знания может выстраиваться как библейская наррадигма.

3. Культурно-исторический механизм «теология - современная наука» в пространстве «теология - литература» может определить динамику религиозно-научного эклектизма в 18-19 веках.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: 1) источниковедческий метод (критики источников) О.М. Медушевской; 2) метод нарративного анализа Я.М. Еремеева; 3) герменевтический метод Г.А. Верклера; 4) теоретическое рассмотрение концепций Нового времени, как это принято в отношении современных научных трудов.

Теоретико-методологическая основа исследования. По схеме периодов библейской психологии, предложенной на основании общепринятой на Западе учебной периодизации истории психологии Дж. Бретга - Р. Петерса (W.G. Rollins) устанавливалась текстологическая основа изучения знания об образе Иисуса Христа. Структурно-динамические характеристики данного знания рассматриваются с учётом литературно-критических и нарратологических течений библеистики (Д. Гартри, о. Бернардо Антонини), риторики (A.C. Аверинцев), культурологии (П. Пупар), христологии (Ю. Мольтман). Механизмы взаимодействия теологии и современной науки описываются в контексте дискурсивного анализа теологии A.M. Прилуцкого и подхода интегративной эклектики (В. А. Янчук).

Культурно-историческое движение знания об образе Иисуса Христа структурируется на основе модели трансформации письменной ментальности В.А. Шкуратова по фазам наррадигмы (апокрифической, канонической, гуманистической, гуманитарной, человековедческой), фиксирующей поэтапный характер динамики религиозно-научного эклектизма.

Научная новизна исследования.

1. Оценка особенностей религиозно-научного эклектизма и сопоставления светской науки с теологией проводятся с использованием нарративных моделей, которые позволили выявить структурно-динамические характеристики знания об образе Иисуса Христа в степени выраженности авторско-рефлексив-ного начала способов изложения благовествования показателями индивидуализации стиля словесности (традиционализм, темпоральность, аутодескриптив-ные формы, вариативность позиций, беллетристичность, авторские денотации).

2. Взаимовлияние христианства и психологии рассматривается как циклический процесс динамики взаимодействия религиозного и научного познания на основании выстраивания библейской наррадигмы по следующим фазам: апокрифической, канонической, гуманистической, гуманитарной. Взаимодействие двух знаний (библейской психологии и знания об образе Иисуса Христа как исторической личности) обусловлено двумя реформационными принципами текстологического изучения Библии. Церковно-догматическая установка незыблемости библейских формулировок сберегает архетипический смысл божественного Послания и открывает путь к его восприятию и пониманию. Историческая критика религиозных письменных текстов пытается очистить ее смыслы от наслоений и искажений.

3. Собраны и проанализированы зарубежные исследования по библейской критике и нарративному библейскому анализу, которые обеспечивают перспективу психотеологического сотрудничества в пределах стратегии конфессионально-ориентированной науки, выраженной в экспликации рефлексивного «Я» применительно к ситуации религиозной веры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа направлена на восстановление более полной генеалогии психологической науки, от которой та отказывалась в разгар позитивистских десятилетий. В исследовании расширяется представление о предмете и возможностях теологических областей знания. Восполняется дефицит культурно-исторического обращения к нарративным формам религиозной идентичности, что даёт материал для размышлений над проблематикой религиозного самосознания и понимания личности в христианской культуре.

Практическая значимость. Междисциплинарный характер исследования позволяет использовать его при чтении курсов по истории психологии, исторической психологии, истории христианства.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась проработанностью теоретико-методологических оснований настоящего диссертационного проекта; ознакомлением с отечественными и зарубежными исследованиями; использованием методологического аппарата и выбором объекта исследования, адекватных цели, предмету, задачам и логике общего замысла в пределах истории психологии, общей психологии, психологии личности и смежных дисциплин, методологически и содержательно дополняющих друг друга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Религиозно-научный эклектизм выступает в качестве апокрифической и канонической фаз библейской наррадигмы, обусловленных синтезом культур греческой и иудейской словесности.

2. Историческая последовательность смены знания об образе Иисуса Христа выстраивается в качестве гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы.

3. Культурно-исторический механизм «теология-психология» в пространстве «теология-литература» в Германии 18-19 веков обусловлен реформацион-ным принципом текстологического изучения Библии.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Обсуждение положений диссертационного исследования проходило на заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2006-2010) и кафедры права, культурологии, психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону, 2008-2011). Результаты исследований были представлены на сессиях Недели науки ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2007) и РГСУ (Ростов-на-Дону, 2008-2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, общим авторским объёмом 2,0 усл.пл.; в том числе 2 статьи - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения; трёх глав; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы, включающего 197 наименований, из них 83 - на иностранных языках; списка выборки источников из 38 наименований, из них 14 - на иностранных языках; 4 Приложения. Работа иллюстрирована 1 Рисунком, 4 Таблицами. Объём основного текста диссертации составляет 161 машинописную страницу.

Выводы:

1. В исследовании нашла подтверждение гипотеза, что религиозно-научный эклектизм 18-19 веков исторически может быть обусловлен динамикой трансформации знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1-нач.4 века.

1.1. Религиозно-научный эклектизм в качестве апокрифической и канонической фаз библейской наррадигмы функционирует на основании синтеза культур греческой и иудейской словесности в следующих показателях индивидуализации её стиля: традиционализм, темпоральность, аутодескриптивные формы, вариативность позиций, беллетристичность, авторские денотации.

1.2. Параметры рефлексивной аутонаррации в формировании евангельского нарратива отражают расширение репертуара интерпретаций в постепенном переходе от традиционных форм ближневосточной внерефлексивной словесности, свойственной иудейской культуре (в Евангелиях от Марка и Матфея) к их появлению, характерному греческой культуре (в Евангелиях от Луки и Иоанна).

1.3. Генезис темпоральности в построении знания вокруг евангельского нарратива происходит по двум линиям: 1) социальной (выделение социальных ориентиров, подвигнувших к обсуждению евангельской проблематики); 2) ретроспективной (целостное восприятие своей религиозной идентичности с точки зрения наблюдателя, как свидетеля евангельских событий). Сопряжение различных временных промежутков фиксирует значимые для самоактуализации в сфере религии жизненные факты как религиозный опыт.

1.4. Простые аутодескриптивные формы, переходя в инверсивные, усиливают обобщающие выражения в описании чувства соборной сплочённости, в целом исторически сформировавшем основы церковной жизни, в пределах которых знание об образе Иисуса Христа сужается до догмата и выполнения обряда таинств.

1.5. Вариативность альтернативных позиций (в расчёте на мнение адресата или читателя) обеспечивает многообразие форм подражания. Динамика авторской рефлексии выстраивается в расчёте на абсолютные максимы долженствования подражания Христу.

1.6. Авторские денотации выделяют доминирующую в авторском изложении терминологию от предельно ортодоксальных форм (Сын Человеческий, Пророк, Учитель, Господь, Сын Божий) до беллетристично оформленных лич-

ностными характеристиками представлений (мудрый человек, терпеливый, смиренный благородный подвижник, педагог, пример для подражания).

2. Находит подтверждение гипотеза, что историческая последовательность смены знания об образе Иисуса Христа выстраивается в качестве гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы.

2.1. Библейская наррадигма в своём развитии формирует целостное поле религиозно-научного эклектизма, на котором разворачивается спектр научно-исследовательских конструктов и социальных явлений, обеспечивших динамику взаимодействия религиозного и научного познания.

2.2. Содержанием библейской наррадигмы является взаимодействие двух знаний: библейской психологии и знания об образе Иисуса Христа как исторической личности.

2.3. Библейская психология является продолжением канонической фазы библейской наррадигмы. Содержание библейской психологии заключается в переосмыслении библейского нарратива в формах, насыщающих догматику свидетельствами о человеке через повествование об истории спасения, соответствующей центральному сюжету Библии и одновременно главному пункту христианской догматики.

2.4. Биографический жанр жизнеописаний Иисуса Христа на основании внедрения в текстологическое изучение Библии научных методов (герменевтики, диалектики, исторической критики) демонстрирует признаки гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы. Беллетризация позволяет извлечь полезные для верующего сведения из земной истории Иисуса, тогда как мифологизация превращает в продукт фольклорного воображения.

3. Нашла подтверждение гипотеза о том, что культурно-исторический механизм «теология - психология» в пространстве «теология - литература» в Германии 18-19 веков обусловлен реформационным принципом текстологического изучения Библии.

3.1. Реформационный принцип нами определяется как методологически контролируемое церковной наукой исследование Библии на основании ведущих принципов экзегезы М. Лютера и Э. Роттердамского.

3.2. Основополагающим принципом экзегезы М.Лютера являлась церков-но-догматическая установка незыблемости библейских формулировок, которые сберегают архетипический смысл божественного Послания и открывают путь к его восприятию и пониманию. В библейской психологии по отношению к евангельскому повествованию сохраняется традиционно-ортодоксальный вариант ответа на вопрос о его подлинности.

3.3. Историческая критика религиозных письменных текстов допускалась экзегезой Э. Роттердамского с целью очищения ее смыслов от наслоений и искажений. Биографический жанр жизнеописаний Иисуса Христа даёт мифоло-говедческий и нарратологический варианты ответов на вопрос о подлинности евангельского повествования, выводя его фигуру за пределы собственно христианства и религии вообще, делая носителем универсального этического мировосприятия с большим будущим.

3.4. Факт взаимодействия религиозного и научного познания фиксируется: 1) прогрессом внутри либеральной теологии исторической критики библейской литературы, показавшей её содержание в новой перспективе и давшей её учению о человеческой природе свежее значение; 2) подъёмом современной научной психологии, которая обострила интерес к предмету человеческой духовной природы, для её анализа обеспечивая библейских психологов методом интроспекции; 3) психологической задачей, формулируемой библейскими психологами, которая состояла в экспликации рефлексивного «Я» применительно к ситуации религиозной веры, что ориентирует библейскую психологию на партнёрство со светской наукой - интроспективной психологией.

4. Библейская психология в 19 веке выступает как наука, конфессионально ориентированная. С развитием психологии интроспекционизма научная обоснованность библейской психологии определяется стремлением гибко координировать библейские значения тела, души, духа, сердца (в текстах Ветхого и Нового Заветов) с современными данными о психофизическом и духовно-рефлексивном строении человека.

5. Воссоздание целостной картины динамики религиозно-научного эклектизма возможно при внедрении в эмпирическое исследование нарративных практик и методов интегративного эклектизма, позволяющих определить исто-рико-психологические особенности механизма взаимодействия религиозного и научного познания.

Практические рекомендации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах истории психологии, исторической психологии, истории христианства.

Перспектива данного исследования состоит в углубленном изучении религиозно-научного эклектизма в области психологической библейской критики второй половины 20 века.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

I. В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций

1. Печерская Н.М. Нарративный аспект влияния евангельской керигмы о Христе на происхождение и развитие библейской психологии [Текст] / Н.М. Печерская // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5 № 4. С.107-109. -авт. вклад 0,2 п.л.

2. Печерская Н.М. Цели и стратегии психолого-теологических сопоставлений в современной науке [Текст] / Н.М. Печерская // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные наук. Психология. 2006. С. 7-11. - авт. вклад 0,6 п.л.

II. Остальные работы

3. Печерская Н.М. Библейская наррадигма [Текст] / Н.М. Печерская / Научная мысль: сборник научных статей. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. С. 60-67. - авт. вклад 0,35 п.л.

4. Печерская Н.М. Библейская наррадигма образа Я [Текст] / Н.М. Печер-ская / Научная мысль: сборник научных статей. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. С. 67-74. - авт. вклад 0,35 пл.

5. Печерская Н.М. История психологии в сфере научно-религиозных сопоставлений [Текст] / Н.М. Печерская / Материалы XXXV научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (24-25 апреля 2007). М.: Изд-во «КРЕДО», 2007. С. 87-88. - авт. вклад 0,1 пл.

6. Печерская Н.М. Роль евангельского повествования о Христе в развитии библейской психологии [Текст] / Н.М. Печерская / Строительство-2009. Материалы юбилейной международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ, 2009. С. 223-225. - авт. вклад 0,1 пл.

7. Печерская Н.М. Смежные темы: психология и богословие [Текст] / Н.М. Печерская / Строительство-2010. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ, 2010. С. 225-228. -авт. вклад 0,15 пл.

8. Печерская Н.М. Формирование представлений о личности в донаучный период истории психологии 1-нач. 4 вв. [Текст] / Н.М. Печерская / Строитель-ство-2011. Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ, 2011. С. 199-201. - авт. вклад 0,1 пл.

Печерская Н.М. Историко-психологнческне особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. 23 с.

Поделиться с друзьями: