• Бардыкова Ирина Викторовна
  • 2007
  • 21

Концептуализация феномена страдания в истории культуры автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Концептуализация феномена страдания в истории культуры - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Анализ феномена страдания в античной философии и христианской антропологии
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Феномен страдания как основа жизнетворчества Ф.М.Достоевского
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Рассудочное познание и эгоистическое страдание-наслаждение героев-идеологов Ф.М.Достоевского
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Исихазм и древнерусская литература
  • Аспекты отчуждения в современном научном дискурсе
  • Внутренняя форма ключевых слов концептов Отчуждение и
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Бардыкова Ирина Викторовна, 2007, 24.00.01 — Теория и история культуры

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Обращение к теме страдания приобретает сегодня фундаментальную значимость В век технологических «чудес» и господства естественнонаучного знания средоточием всех интересов становится тело Как отмечал Э Гуссерль, тело есть та точка, в которой сходятся природа и дух «Оно есть обменный пункт духовной каузальности на природную» Различные практики «бодибилдинга», культ тела, проекты здорового бессмертного человечества — проекты социальной евгеники и креоники - открывают перспективу возможной ликвидации телесного (а вместе с ним и духовного) страдания или сведения его сути лишь к физиологическим реакциям организма на боль Человек перестает рассматриваться в «расширенной антропологической перспективе», и все предпринимаемые попытки тотально «ликвидировать» страдания медикаментозными способами неизбежно приведут к глубинным трансформациям личности, может быть, даже к ее полному распаду

«Человек страдающий» — вот формула самоопределения личности в современной ситуации всеобщей амнезии и социальной апатии Страдание - это уникальный способ пере-живания, то есть акт о-сознания, о-смысления жизни, это способность обнаружить в самом состоянии страдательности ценностные основы саморазвития личности, это, в конечном итоге, - основание к совершению выбора и поступка Страдание — это центральное понятие не только экзистенциальной философии, но и всей современной культуры

Концепт страдания явился ядром религиозно-философской рефлексии, начиная со второй половины XIX века Жизнетворчество русских мыслителей как субъективное переосмысление личностью самой себя в процессе самоописания, как субъективное стремление преодолеть противоречия жизни, которая «превращается в материал, из которого творчество кует ценность» (А Белый), становится доминантным типом переживания — страдающего сознания в начале XX века - и целиком основано на анализе как собственных, так и чужих страданий Страдание — краеугольный камень русской культуры XIX - нач XX вв , анализируется как соединение религиозных, философских, политических и пр составляющих его природы и специфики Безусловно, понятие страдания вбирает в себя многообразие феноменологии чувств сострадание-страсть-боль и т д

Степень разработанности проблемы.

Поскольку страдание как концепт культуры не получил комплексного научного осмысления, то необходимо указать на существование работ, в

которых разработка страдания дана с самых разных позиций и направлений

Феноменология страдания в античной культуре рассмотрена с опорой на работы С С Аверинцева, В Ф Асмуса, П П Гайденко, М Л Гаспарова, А А Гусейнова, А Ф Лосева, А Н Чанышева Обращение к православно-аскетическому опыту понимания страдающего человека обусловило обращение к таким памятникам святоотеческой мысли, как «Добротолюбие», творения Отцов Церкви первых веков христианства (св Василий Великий, св Григорий Нисский, св Иоанн Златоуст, прп Максим Исповедник, Исаак Сирин, и др) и более позднего времени творения прп Иоанна Дамаскина, прп Паисия Святогорца, прп Аввы Дорофея, аскетов-исихастов, и их современного богословского и религиозно-философского прочтения такими мыслителями, как В В Зеньковский, В Н Лосский, митр Антоний (Сурожский), И Ф Мейендорф, о А Мень, Д В Новиков, м Мария (Скобцова), еп Каллист Уэр, мтрп Иоанн Зизиулас, X Яннарас Для прояснения религиозных значений концепта страдания были взяты труды русских религиозных философов Н А Бердяева, о С Булгакова, И А Ильина, Вяч Иванова, В С Соловьева, о Г Флоренского, С Л Франка, Л И Шестова, и др Концептуализация страдания в народной культуре рассмотрена на основе трудов этнографов, филологов и лингвистов- Ф И Буслаева, Ю С Степанова, А К Байбурина, В Я Проппа, А Н Афанасьева, Г П Федотова, Н А Криничной Феноменологией чувственности в русской философии культуры занимались А К Байбурин, В В Бибихин, В М Живов, А П Забияко, С М Климова, В В Кожинов, В А Котельников, В Н Топоров, С С Хоружий, и др В области семантики языка и культуры выделяются труды К О.Апеля, Н Д Арутюновой, М М Бахтина, Б Вандельфельса, А Вежбицкой, Ф Гваттари, Ж Делеза, С С Неретиной, А П Огурцова, В А Подороги, Ю С Степанова, А Черча, Г Г Шпета и др

Художественное осмысление концепта страдания в творчестве Ф М Достоевского сделано с опорой на последние достижения современного русского и зарубежного достоевсковедения - труды М М Бахтина, Р Белкнапа, С В Белова, И Л Волгина, О А Дехановой, Т А Касаткиной, В Кауфмана, С М Климовой, Р Лаута, К В Мочульского, Р Г Назирова, С Сальвестрони, Л И Сараскиной, Д Сканлана, А П Скафтымова, О С Соиной, В Н Топорова, и др Обоснование идеи жизнетворчества дано с опорой на труды А Белого (автор термина) и монографию А В Колесниковой «Жизнетворчество русской интеллигенции, или Бытие, творящее идеи нового бытия» — Новосибирск, 2005

Необходимо также отметить несколько диссертационных исследований, посвященных анализу феномена страдания Парусимова Я В Страдание как философская категория - Диссерт на соиск уч степ

канд филос наук — Оренбург, 2003, Вадеев А Г Феномен страдания в культуре современности - Диссерт на соиск. уч степ канд филос наук — Н Новгород, 2005

Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и анализ основных переживаний и ментальных конструкций, обусловливающих концептуализацию феномена страдания в процессе историко-культурного развития Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи

— осуществить концептуальный анализ представлений о природе страдания в античной и христианской традициях,

- выявить и концептуализировать амбивалентную сущность страдания в русской народной и интеллигентской культурах,

— обосновать специфику «человека страдающего» на примере жизни и творчества Достоевского,

- дать типологизацию специфики русских страданий-переживаний в жизнетворчестве Ф М Достоевского

Объектом исследования является феномен страдания в истории культуры

Предметом исследования стал анализ концептуализации и типологизации страданий в историко-философской, историко-культурной ретроспективе

Научная новизна исследования:

— специфика концепта страдания в античности рассмотрена через отношение эпохи к специфике человеческой телесности, в христианстве — через отношение к специфике человеческой душевности Западное христианство, ассимилируя античные и христианские традиции, задает параметры для последующего развития европейского «страдающего человека» как рефлексивного типа,

— природа концепта страдания в русской народной и интеллигентской культуре рассмотрена как амбивалентная (страдание-удовольствие, страдание-болезнь), описывающая столь же амбивалентную природу русского типа страдающего человека,

- жизнь и творчество Ф Достоевского рассмотрены как способ художественной концептуализации русского типа «страдающего человека»,

- выявлены и проанализированы два типа русского страдающего человека в творчестве Достоевского страдалец-идеолог (мужской тип страдания) и тип сострадающего страдания (женский тип)

Методология и методы исследования.

В основе исследования лежит историко-культурный и историко-сопоставительный (компаративистский) методы анализа В

диссертационном исследовании использован ряд фундаментальных методов философии, лингвистики и филологии при изучении важнейших религиозных, философских и литературных текстов Базовый метод анализа — феноменологический Феноменологический метод является универсальным методом изучения объектов познания и особенно целесообразен при описании мира чувств, позволяет выявить, эксплицировать и концептуализировать «феноменальное единство» переживания мира и мира переживаний человека Данный метод позволил описать механизмы трансформации аскетических «страдательных» практик в дискурсе светской культуры и проанализировать концепт страдания как метатекст познания русской культуры

Основой изучения природы бинарного сознания и текстов русской литературы и философии стал структурно-семиотический метод Ю Лотмана, Б Успенского, В Топорова и др Как показали Ю М Лотман и Б А Успенский, культура есть вторичная знаковая система, которая надстраивается над уровнем переживаний в виде языка, осмысляющего эти переживания Метод бинарных оппозиций, обусловленный напряженной раздвоенностью русской культуры, позволил увидеть ядро концепта страдания в его бинарности, прослеженной на всех уровнях его концептуального содержания В работе использованы историко-культурный, историко-философский методы, позволившие рассмотреть концепт страдания в диахронном срезе, и биографический метод, ставший основой рассмотрения жизни Ф.М Достоевского сквозь призму его творчества и творчества как «иллюстрацию» жизни

Положения, выносимые на защиту:

1 Смысловой единицей концепта страдания выступает человек в различных «ипостасях»: в античности — телесной; в христианстве — душевной, в европейские рационалистические эпохи - духовной В эпоху античности концепт страдания несет в себе «скульптурную интуицию» тела, происходит эстетизация страдания и сострадания Христианство подчеркивает скорбный характер природы страдания как наказание смертностью, получаемое за грехопадение, и как приобщение страданиям-страстям Христовым то есть как со-страдание, праведная — страдательная жизнь по воле Божьей Рассмотрение античной и христианской религиозной традиции в концептуализации феномена страдания вводит нас в парадигму прозападной модели «страдающего человека» рационального типа, для которого страдания соединены с рефлексией и пониманием природы переживаний и действий в соответствии со знанием

2 Изучение традиции русского (народного) православия и русских интеллигентских переживаний задает другую модель страдающего человека, типично русского, для которого страдания становятся смыслом

жизни и способом выявления амбивалентной сущности русского типа «страдающего человека» В русском православии концепт страдания носит амбивалентный характер, соединяя христианские представления о страдании как скорби и страстях Христовых и народный, языческий элемент, рассматривающий страдание как страсть, наслаждение, горение В русской народной культуре оформляется единый комплекс страстно-страдательных переживаний одномоментное сосуществование и переплетение радостного и скорбного, муки и наслаждения, страсти и страдания Амбивалентная природа концепта страдания отражает амбивалентную природу русской ментальное™ в целом и русского человека, разрывающегося между добром и злом, праведностью и грешностью, преступлением и наказанием, аккумулированных в нем по принципу инверсии - непредсказуемых взрывов, мгновенных переходов и мгновенных ценностных переоценок, как себя, так и собственной культуры в целом

3 Изучение традиции народного православия и русских интеллигентских переживаний позволяет выявить общность в описании типично русского типа «страдающего человека», для которого страдания в их амбивалентном проявлении становятся и жизнью, и ее смыслом Экзистенциальным и творческим воплощением этого типа стала личность Ф М Достоевского, для которого страдание представляло ценностный базис как собственной жизни, так и идейно-художественного универсума всего творчества Достоевский обнаружил страдание не просто как одно из состояний переживания, а как универсальную форму бытия России-Богоносицы-русского человека - страдальца на манер Христа Все это позволило писателю создать собственную антроподицею, в которой страдающий оправдан самой силой переживаемого страдания, будь он реальным/идейным убийцей либо безвинным ребенком, страдающим за чужие грехи Природу страсти и греха Достоевский описывает как бездну человеческого страдания, требующую читательской жалости-сострадания-оправдания Русская литература становится не эстетическим, но экзистенциальным катарсисом всей русской жизни

4 Анализ произведений Достоевского позволил выявить два типа русского страдающего человека «мужской» (рациональный) тип идейного (страстного) страдальца и женский (русский) тип страдания-сострадания-святости

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Предложенное в диссертации рассмотрение страдания как концепта способствует расширению парадигмальных возможностей в философско-культурологическом осмыслении феномена страдания, намечает перспективы новых исследовательских подходов к изучению

современного состояния европейской и русской ментальности Полученные результаты исследования важны для более углубленного и конструктивного понимания периода русской культуры начала XX века

Основные выводы и положения диссертации могут использоваться для разработки курсов по выбору при рассмотрении истории русской философии и русской культуры XIX века, в учебном процессе при изучении курсов «Культурология», «История русской философии» и для дальнейших научных исследований

Апробация исследования. По теме диссертационного исследования были сделаны выступления на научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровней (гг Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Омск, Томск, Горно-Алтайск), что нашло отражение в основных публикациях Доклады по теме диссертационного исследования представлялись на семинаре молодых ученых в РИК (Москва), Международном молодежном конгрессе в Санкт-Петербурге, международных конференциях по богословию и науке в Библейско-Богословском Институте св Апостола Андрея (г Москва)

Структура работы. Структура работы определена замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных в диссертации задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка

В заключении делаются выводы, обобщающие основные результаты исследования, и намечаются направления дальнейшей работы над проблемой

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы

Статьи в журналах по списку ВАК

1 Бардыкова, И В Концепт страдания в русской философии культуры /ИВ Бардыкова // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки - Тамбов, 2007 -Вып 5(49) - С 314-318

Статьи и материалы докладов

2 Дробышева, И В Феномен страдания в повести Ф М Достоевского «Записки из подполья» /ИВ Дробышева // Проблемы духовно-культурного и исторического развития России и российского общества сб материалов межвуз науч конф - Белгород ИПЦ «Политерра», 2005 -С 60-66

3 Дробышева, И В Тема страдания в произведениях Ф М Достоевского первой половины 1860-х годов /ИВ Дробышева // Святоотеческие традиции в русской литературе сб материалов науч -практич конф Ч II - Омск «Вариант-Омск», 2005. - С 135-139

4 Дробышева, И В Мотив страдания в описаниях снов Раскольникова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») /ИВ Дробышева // Русское литературоведение в новом тысячелетии материалы IV междунар конф В 2 Т -Т 1 - М : ИД Таганка, 2005 - С 87-89

5 Дробышева, И В Проблема страдания в художественном универсуме Ф М Достоевского /ИВ Дробышева // Язык, фольклор,

культура проблемы взаимодействия материалы межрегион межвуз науч -практич конф - Белгород Изд-во БелГУ, 2005 - С 59-65

6 Дробышева, И В Ф М Достоевский («Записки из подполья») и С Кьеркегор («Страх и трепет») семантическое поле «страдающей личности» /ИВ Дробышева // Науки о культуре - шаг в XXI век сб материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых - Т 6 -М РИК,2006 -С 106-110

7 Бардыкова, И В Категория страдания в диалогах Платона /ИВ Бардыкова // Русское литературоведение в новом тысячелетии материалы V междунар конф В2Т-Т1-М ИД Таганка, 2006 - С 243-246

8 Бардыкова, И В Страдание в текстах Восточной Патристики / И В Бардыкова // Макарьевские чтения материалы IV междунар конф -Горно-Алтайск РИОГАГУ,2005 -С331-334

9 Бардыкова, И В Страдание как модель жизнетворчества Ф М Достоевского /ИВ Бардыкова // Первый Российский культурологический конгресс сб тезисов докладов - СПб Эйдос, 2006 -С 170

10 Бардыкова, И В Человеческое страдание в век технологий /ИВ Бардыкова // Антропологические основания биоэтики материалы всерос науч конф с междунар участием - Томск Сибирский государственный медицинский университет, 2006 - С 5-9

Поделиться с друзьями: