• Бушакова Марина Николаевна
  • 2010
  • 22

Лексико-семантические и православно-культурные параметры концепта "Грех" в русском языке автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Лексико-семантические и православно-культурные параметры концепта Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 10.02.01 — Русский язык
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Сакральный текст как основа религиозно-православной концептуализации греха
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Концепт как основное понятие когнитивной лингвистики
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Этимологическая характеристика лексемы огонь
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Группы поля концепта ОГОНЬ в современном русском языке по первичным значениям единиц)
  • Когнитивная метафора как способ концептуализации
  • Семантические истоки идеи горя в русском языковом сознании
  • Свойства концепта печали в русском языковом сознании
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Бушакова Марина Николаевна, 2010, 10.02.01 — Русский язык

Реферируемое диссертационное исследование посвящено комплексному изучению и описанию концепта «Грех» как этической доминанты русской религиозно-православной картины мира, что обусловлено его спецификой: «Грех — понятие христианское, которое определяется как беззаконие, преступление заповеди Божией» (Брилева, 2007: 138). Проблема определения структуры и содержания концепта «Грех» в современной русистике вызывает повышенный интерес в связи с возрождением Русской Православной Церкви (РПЦ) (см.: Л.Г. Панова, 2000; Н.О. Козина, 2003; Е.А. Семухина, 2008 и др.). По нашим наблюдениям, это понятие в лингвистическом плане является одним из наименее изученных, в то время как его социокультурная значимость и ценность остаются высокими. Понятие «грех» в системе современного русского языка может эксплицироваться следующим образом: 1) грех как поступок, «противный закону Божию» (Даль, 2008: 366); 2) грех как состояние человеческой души вследствие греховного выбора и действия (Василенко, 1996); 3) грех как «персонифицированная сила, воздействующая на жизни людей и заставляющая их поступать неправильно» (Словарь христианских терминов, 1994).

По нашим наблюдениям, в последние годы (первое десятилетие XXI века) в рамках лингвоконцептологии наметилось новое исследовательское направление, связанное с изучением языка и концептов, - православная филологическая лингвоконцептология, представленная работами Л.Г. Пановой (2000); Р.И. Горюшиной (2002); И.О. Козиной (2003); Е.И. Якуш-киной (2004); И.И. Бабенко (2005); Л.Ф. Килиной (2006); Т.Б. Захарян (2006); Е.В. Сергеевой (2007); Е.В. Артамоновой (2008); HJVL Ивановой (2007,2008); Е.А. Семухиной (2008); Л.Ю. Буяновой (2008,2009); C.B. Евраевой (2008); И.В. Бугаевой (2010) и др., в которых с различных сторон исследуются религиозные концепты как единицы религиозного сознания, язык православной сферы; константы религиозного идиолексикона, религиозная лексика, рассматриваются особенности религиозно-православной картины мира и т.п. Однако до настоящего времени религиозный концепт «Грех» как этическая доминанта русской религиозной картины мира и православного языкового сознания ещё не подвергался системному исследованию, хотя существует явная необходимость в этом в связи с возрождением в России православных традиций и активизацией в сознании носителей русского языка понятия «грех».

Актуальность исследования, таким образом, определяется тем, что понятие греха во всём объёме и многообразии денотативной сферы является

одним из важнейших факторов духовной жизни человека, что находит воплощение в языковой семантике и коммуникативной деятельности, однако лингвокультурная и православно-культурная специфика концепта «Грех» в русском языковом сознании изучена еще недостаточно; тем, что до сих пор, несмотря на возрождение интереса к этическим ценностям русской православной культуры, не изучены механизмы и направления языковой концептуализации понятия греха как одной из этических доминант в сакральных текстах, что является сегодня насущной необходимостью. Актуальным является также исследование феномена греха как отдельной, самостоятельной религиозной области бытия, без которой невозможно само существование человека; выявление и идентификация соответствующих лек-сико-семантических и когнитивно-смысловых компонентов, формирующих концегтг «Грех», участвующих в создании ценностного и информационного пространства сакрального текста и русской религиозной картины мира.

Объектом исследования выступают лексические и фразеологические единицы, а также способы, средства и примеры описания и концептуализации понятия «грех».

Предметом исследования являются лексико-семантические, деривационные и православно-культурные параметры концепта «Грех», а также особенности языковой концептуализации греха как одного из важнейших понятий религиозной картины мира в русском языке.

Практическим языковым материалом работы послужили данные выборки лексем и фразеологизмов, пословиц, поговорок, формирующих концепт «Грех», конструкций с этими языковыми единицами из толковых, этимологических, синонимических, фразеологических словарей русского языка (В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка» (2008); М. Фасмер. «Этимологический словарь русского языка» (2007); Л.П. Крысин. «Толковый словарь иноязычных слов» (2007); В.П. Руднев. «Словарь культуры XX века» (1997); А.Н. Тихонов. «Словообразовательный словарь русского языка») (2003); Н. Абрамов. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» (1999); А.И. Молотков. «Фразеологический словарь русского языка» (1978) и др.), паремиологических сборников (В.И. Даль. «Пословицы русского народа» (2002) и др.); из сакральных текстов (Библия, «Добро-толюбие», «Цветник Духовный», труды Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), Г. Дьяченко и др.); фрагментов устной речи.

Объем картотеки выборки составил более 3000 языковых единиц различной структуры, образующих православно-культурный сегмент русской концептосферы.

Цель диссертационной работы заключается в многоаспектном исследовании и описании основных лексико-семантических, прагматических и православно-культурных характеристик концепта «Грех» в русском языке.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- теоретически обосновать и определить понятие и термин «концепт» с учетом современных достижений русистики, теории языка и лин-гвокультурологии;

- параметрировагь феномены «картина мира», «языковая картина мира», «религиозная картина мира», «религиозно-православная картина мира» как элементы системы представлений человека об окружающей действительности;

- исследовать специфику определения лексемы «грех» в словарях различных типов;

- охарактеризовать концепт «Грех» как вербально-деривационное образование и установить его основные конститутивные признаки;

- выявить национально-культурные особенности формирования и представления концепта «Грех» в русском языке (на материале лексических, фразеологических, паремиологических единиц);

- проанализировать в сакральных текстах языковые единицы, являющиеся вербальными операторами и компонентами концепта «Грех», и описать особенности их функционирования;

- репрезентировать концепт «Грех» как этическую доминанту русской религиозной картины мира, являющейся фрагментом русской языковой картины мира.

Методологической базой работы являются концептуальные лингвофи-лософские, религиозно-философские положения, отражающие всеобщую взаимосвязь и взаимозависимость языковых и внеязыювых явлений. Язык понимается как основное средство накопления, хранения, трансформации и передачи знаний об окружающем мире, как особая семиотическая и культурно-историческая среда.

В диссертации реализуется полиаспектный междисциплинарный подход, что обусловлено сложностью и многоплановостью предмета исследования, требующего привлечения для анализа сведений из различных областей знания (богословие, история церкви, религиоведение, философия, культурология, лингвокультурология, когнитивистика, психология, психолингвистика, философия языка).

Теоретические положения работы опираются на идеи и концепции современной русистики, изложенные в фундаментальных трудах по проблемам

языковой картины мира (А.П. Бабушкин, A.A. Буров, З.Д. Попова, В.И. Посговалова, И.А. Стернин, Б.А. Серебренников и др.), лиигвокопцепто-логии и лингвокулътуралогии (Н.Д. Арутюнова, Л.Ю.Буянова, С.Г. Воркачёв, Д.С. Лихачев, В.И. Карасик, В.В. Колесов, В.А. Маслова, Н.Б. Меч конская, Ю.С. Степанов и лр.), когнитивной лингвистики (Н.Ф. Алефиренко, H.H. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, И.А. Стернин и др.), философии религии, философии языка (С.Н. Булгаков, Л.Виттгенштейн, В. Гумбольдт, В.В. Колесов, П. Флоренский, Л.Вайсгербер), богословия (Т.Н. Филиппов, А.И. Осипов, М. Олесницкий, архиепископ Феофан (Быстров), архиепископ Феофан (Шаховской), архиепископ Нафанаил (Львов), архимандрит Лазарь, архимандрит Нектарий, архимацдрит Никифор (Бажанов), иеромонах Анатолий (Берестов), прот. С.Слободской, прот. Г. Флоровский, преп. Нил Сорский и др.).

Научная новизна исследования заключается в установлении и описании лексико-семантических и православно-культурных особенностей формирования и репрезентации концепта «Грех» в русской религиозно-православной картине мира как фрагменте русской языковой картины мира; предпринята попытка интерпретации концепта «Грех» как этической доминанты русской религиозной картины мира; новым является выявление и характеристика его структурных и содержательных компонентов; систематизация и описание лексических и фразеологических единиц русского языка, формирующих концепт «Грех» и выступающих его вербальными операторами; определённой научной новизной характеризуется описание концепта «Грех» в сакральных текстах, в национальной концептосфере в целом и представление его в качестве этической концептуальной доминанты, как центральной вербально-ментальной зоны русской национальной религиозно-православной концептосферы.

Теорети ческая значимость исследования состоит в дальнейшем осмыслении некоторых лингвистических терминов и категорий («концепт», «религиозный концепт», «языковая картина мира», «религиозная картина мира», «сакральный текст» и др.), в исследовании лексико-семантических и православно-культурных аспектов проблемы формирования концепта «Грех» как этической доминанты русской религиозной картины мира, в выявлении основных механизмов и закономерностей языковой концептуализации денотативной сферы «грех» в русском языке, в интерпретации концепта «Грех» как духовно-нравственного ориентира в культуре русского народа.

Праетическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть рекомендованы для применения в учебном процессе в вузе при чтении лекционных и специальных курсов по совре-

менному русскому языку, старославянскому языку, лексикологии, лексикографии, по лингвокультурологии, лингвоконцептологии и др., а также на занятиях по основам православной культуры, по русскому языку и литературе в школе. В связи с возрождением РПЦ актуально обращение к традиционным духовным ценностям Православия, которые в рамках школьного и вузовского филологического образования отражены в текстах художественной литературы. Для того чтобы религиозные мотивы в русской художественной литературе были осмыслены, необходимо ввести современную молодежь в этот контекст, соотнеся его с задачами духовного возрождения как отдельной личности, так и народа в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим фрагментом языковой картины мира выступает религиозная картина мира (РКМ) как основной вербально-ментальньш образ (элемент) видения мира человеком через призму его веры, религиозных представлений, убеждений, объективируемый посредством фонда национального языка. Составной частью целостной РКМ является религиозно-православная картина мира, которая формируется русским языком и присуща русскому религиозному мировидению.

2 Лексема «грех» как ключевой знак русской лингвокультуры характеризуется высоким прагматическим потенциалом, отрицательной сим-вольностью, широким ассоциативным диапазоном функционирования, наличием системы имплицитных смыслов, образностью, экспрессивностью. Вербальными операторами концепта «Грех» в религиозном фрагменте русской языковой картины мира выступают такие наиболее частотные слова, как «преступление», «беззаконие», «вина» (перед Господом), «непослушание», «долг» (перед Богом), «оскорбление» (Бога), «препятствие», «зло». Лексема «грех» характеризуется словообразовательной активностью, являясь мотивирующей для 39 дериватов, многие из которых и формируют ее синонимический ряд.

3. Вербализация понятия греха в сакральных текстах характеризуется особой метафоричностьюдуховная проказа», «черное солнце ада», «сатанинский праздник», «змей в сердце» и др.), что отражает направленность языковой концептуализации греха на формирование образного ряда преимущественно религиозной сферы.

4. Религиозно-культурный концепт «Грех», изначально формируемый на основе десяти Заповедей, в вербализованном виде представляет собой сложное четырёхслойное образование, имеющее высокую значимость для русской религиозно-православной культуры, манифестируя как

универсальные, так и национально-специфические аспекты, отражающие мифолого-религиозную и социально-историческую обусловленность формирования православно-культурной области бытия и языковой картины мира русского народа. В структуре концепта «Грех» выявляется, помимо понятийного, образного и ценностного слоев, и характерный для него религиозно-сакральный слой. Фундаментальное свойство концепта «Грех» -антиномичность мирского и сакрального.

5. Концепт «Грех» («Преступление против Божьих заповедей») в религиозной картине мира противопоставлен религиозно-православным концептам «Любовь» («Бог есть любовь») и «Закон» («Закон Божий»). Являясь системообразующим фрагментом религиозной картины мира, концепт «Грех» эксплицирует этические понятия, представления, образы, установки, приоритеты, стереотипы и оценки, связанные с феноменом греха и отражающие специфику национального менталитета и мировосприятия, систему религиозно-культурных отношений, православных традиций, обычаев и основополагающих жизненных ценностей, характерных для русской культуры.

Методы и приемы исследования обусловлены спецификой объекта, языкового материала, целей и задач работы. Как основной использовался описательный метод; методы наблюдения, анализа, синтеза, интерпретации; метод сплошной выборки языкового материала из источников; классификация языкового материала; применялись методики интроспективного, компонентного и контекстологического анализа; элементы количественного анализа.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета.

Результаты и выводы исследования были представлены на различных международных, региональных, межвузовских научных, научно-практических, научно-методических конференциях: «Национально-культурный компонент в тексте и языке» (Минск, 2005); «Проблемы концептуализации действител ьности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2005); «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний Новгород, 2005); «Прагматика и семантика слова и текста» (Архангельск, 2006); «Современная лингвистика: теория и практика» (Краснодар, 2006,2008,2009,2010); «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2003,2004,2005,2007,2008,2009, 2010); «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирил-ло-Мефодиевские Чтения» (Москва, 2010).

По теме диссертации опубликовано 10 статей, в том числе в годании, рекомендованном списком ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения, в котором приводится материал, иллюстрирующий эволюцию понятия и термина «концепт» в лингвистике.

В Заключении подводятся основные итоги исследования концепта «Грех» в современном русском языке, характеризуется его статус как этической доминанты русской религиозно-православной картины мира; определяются перспективы дальнейшего изучения языковой концептуализации данного феномена как отражения национально-культурной и ментально-нравственной специфики культуры и религиозно-православного сознания представителей русского этноса.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Бушакова М.Н. Ментально-нравственная аспектность концепта «Грех» в русской лингвокультуре [Текст] / М.Н. Бушакова // Культурная

жизнь Юга России. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - № 2. - С. 127-128. - [Статья. - 0,2 п.л.]. - (Издание из перечня ВАК РФ).

2. Бушакова М.Н. Особенности функционирования фразеологических единиц с компонентом «Грех»: лингвокулыурологический аспект [Текст] / М.Н. Бушакова // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской. Вып. 2. - Курган: Курганский гос. ун-т, 2005. - С. 37-40. - [Тезисы. - 0,16 п.л.].

3. Бушакова М.Н. Концепт «Грех» как отражение национально-культурного менталитета (на материале лексикографических источников) [Текст] / М.Н. Бушакова // Национально-культурный компонент в тексте и языке: Материалы 111 Междунар. научной конф. — Минск: МГЛУ, 2005. — С. 145-146.-[Тезисы,-0,12 п.л.].

4. Бушакова М.Н, Буянова Л.Ю. Концепт как базовое средство языковой концешуализации мира: к проблеме статусирования [Текст] / М.Н. Бушакова, Л.Ю. Буянова // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Сб. научных трудов. Вып. 2. - Архангельск: Поморский университет, 2005.—С. 103-107. — [Статья. - 0,3 пл.; лично автора - 0,2 пл.].

5. Бушакова М.Н., Буянова Л.Ю. Функционирование концепта «Грех» в пространстве художественного текста [Текст] / М.Н. Бушакова, Л.Ю. Буянова // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: Сб. материалов междунар. научной конф. - Н, Новгород: НГЛУ, 2005. - С. 63-66. — [Статья. - 0,2 пл.; лично автора — 1,5 пл.].

6. Бушакова М.Н. Лексикографические аспекты презентации понятия «грех» в русистике [Текст] / М.Н. Бушакова // Прагматика и семантика слова и текста: Сб. научных статей по материалам II Междунар. научной конф. — Архангельск: Поморский университет, 2006. — С. 221-224. — [Статья. — 0,2 пл.].

7. Бушакова М.Н. Концепт «Грех» в русской религиозной картине мира: опыт осмысления [Текст] / М.Н. Бушакова // Современная лингвистика: теория и практика: Материалы VI Межвуз. научно-метод. конф. — Краснодар: КВВАУЛ, 2006. - Ч. 1. - С. 31-34. - [Статья. - 0,2 пл.].

8. Бушакова М.Н. Концепт «Грех» как основа русской религиозно-православной картины мира [Текст] / М.Н. Бушакова // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: Материалы VIII межвуз. конф. молодых ученых. — Краснодар: КубГУ, 2009. - С. 65-73. - [Статья.-0,32 пл.].

9. Бушакова М.Н. Словообразовательно-деривационный потенциал концепта «Грех» в синхронии и диахронии [Текст] / М.Н. Бушакова // Современная лингвистика: теория и практика: Материалы X Южно-Российс-

кой научно-практ. конф. - Краснодар: КВВАУЛ, 2010. - 4.1. - С. 73-75. -[Статья.-0,2 пл.].

10. Булгакова М.Н. Концепт «Грех» как отражение основ православной культуры в русском языке [Текст] / М.Н. Бушакова // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы междунар. научно-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения». - М.; Ярославль: Ремдер, 2010. - С. 16-20. - [Статья.—0,31 пл.].

Поделиться с друзьями: