• Самарина Ольга Ивановна
  • 2004
  • 26

Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 07.00.02 — Отечественная история
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Правовое положение русских сектантов
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Взаимоотношения молокан с государственной властью
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Эволюция материальной и социальной культуры
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Конфессиональная среда на Северном Кавказе и религиозная политика Российской империи в регионе в
  • Изменение роли чтения и библиотек в информационном обществе
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Самарина Ольга Ивановна, 2004, 07.00.02 — Отечественная история

Актуальность. Молоканские общины, появившиеся на Кавказе в начале XIX в. представляют собой уникальное явление. Вследствие своей замкнутости они сохранили своеобразный образ жизни и культуру, изучение которой представляет интерес не только с точки зрения академической науки, но и с практической целью реконструкции и восстановления многих традиций и обычаев русского этноса. Организуя свой быт и хозяйство в условиях иноэтнического окружения, молоканские общины стали своеобразными культурно-конфессиональными общностями, которые и сейчас отличаются от окружающего их населения.

Актуальность темы исследования определяется и степенью изученности проблемы. Во второй половине XX в. практически одновременно с молоканами на территорию Советского Союза вернулись представители русского старообрядчества - казаки-некрасовцы, которым в отечественной историографии посвящено много работ. Однако в истории молокан изучались только отдельные аспекты, и ввиду их закрытости комплексный анализ особенностей молоканских общин проведен не был. Большую роль сыграла и антирелигиозная политика, существовавшая в нашем государстве, которая также мешала объективному изучению проблемы.

В современной России интенсивно идут процессы миграции различных этнических групп. Изучение опыта адаптации, который молокане приобрели в результате переселений, представляется особенно важным для современной науки. Молоканские общины имеют уникальный опыт приспособления к новым природным, этническим, правовым условиям, сохраняя при этом свою самобытную традицию.

Объектом исследования являются молоканские общины Кавказа.

Предмет исследования - культура, хозяйственная деятельность и повседневная жизнь молоканских общин на территории Кавказа, влияние различных факторов (религиозных особенностей, государственной политики, климата, иноэтнического окружения), способствовавших сохранению определенного типа хозяйственной деятельности, культуры, традиций, быта.

Степень изученности темы. До настоящего времени история молокан изучалась лишь в рамках истории русского населения на Кавказе. В большей степени для многих

исследователей характерно лишь описание молокан как одного из религиозных направлений. Специальных историко-этнографических исследований, посвященных истории миграции, образу жизни и культуре молоканских общин в России нет.

В периодических изданиях конца XIX в. стали появляться статьи и заметки, принадлежащие перу местной интеллигенции - учителей, чиновников, священников, в которых описывалась хозяйственная и религиозная жизнь молокан.1 Одно из первых основательных описаний молоканских общин дано в сочинении А.М. Аргутинского -Долгорукого. Автор объясняет экономическое благосостояние молокан их трудолюбием и трезвым образом жизни. Хозяйственная деятельность закавказских молокан в конце XIX в. исследуется С.В. Мачабели и Н.А. Абеловым. На основе статистических данных авторы делают выводы, что молокане являлись основными поставщиками сельхозпродукции на местные рынки. Кроме того, молокане обладали «извозной монополией». Богатый материал, характеризующий правовое положение молокан, был собран Н. Варадиновым, А. Богословским, А. Введенским, М.Н. Горчаковым, В.И. Ясевич-Бородавской.4 Исследователи отметили особенности российского законодательства XIX в., касающегося молокан.

Огромная заслуга в изучении истории русского сектантства, в том числе молокан, принадлежит Ф.В. Ливанову,5 который дал достаточно подробное описание переселения сектантов на южные территории государства. Солидное исследование о молоканах -«прыгунах» было написано Н.А. Дингельштедтом. Он изучил культуру, обряды и песни представителей данного течения, описал первых лидеров прыгунов, в частности М.Г. Рудометкина.

Часть дореволюционной литературы носит религиозно-полемический характер. Сюда необходимо отнести сочинения представителей русской православной церкви, в частности миссионеров Никольского С., Осторомысленского Е.А., Ивановского Н.А.,

1 Сегаль Л. Русские поселяне Елисаветпольской губернии./ Кавказ. 1890. №40-43; Степанов П. Ф. Заметки о Карской области. // Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества. - Тифлис,1882. Т.7; Юзов И Русские диссиденты, духоборы, староверы и духовные христиане. -СПб., 1881; Мельников ПИ. Раскольничьи секты в России. // Исторический вестник. 1885. №7.

2 Аргутинский - Долгорукий А.М. Борчалинский уезд в экономическом и коммерческом отношениях. -Тифлис,1897.

3 Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т.4. -Тифлис, 1886.

4 Варадинов Н. История МВД. Т.8. - СПб., 1863; Богословский А. Сборник Законов о расколе. -М.,1881; Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. -Одесса,1912; Горчаков М.Н. Церковное право. -СПб.,1909; Ясевич- Бородавская ВИ. Борьба за веру. -СПб.,1912.

5 Ливанов ФВ. Раскольники и острожники. - М.,1872-1873. Т. 1-4.

также различные миссионерские отчеты и сведения, публикуемые на станицах журналов «Ставропольские епархиальные ведомости», «Миссионерское обозрение» и «Православное обозрение».6 Как правило, представители русской православной церкви подробно описывают лишь особенности молоканской догматики. Только священник Бунятов Г. оставил подробное описание особенностей культуры, хозяйства, быта и образа жизни молокан, проживающих на территории Тифлисской губернии.7 Русские историки, изучая особенности духовной жизни русского народа, утверждали, что представители русского старообрядчества и сектантства во многом несут в себе особую русскую народную веру. Милюков П.Н. осуждал церковно-миссионерскую концепцию сектантства, согласно которой оно являлось «чуждым наростом иностранного происхождения», и считал его «самобытным и национальным продуктом, коренящимся во внутренних условиях народно-психологического развития». По мнению Юзова И., именно в расколе проявляются умственные и нравственные особенности народа. Пругавин А.С. акцентировал внимание на связи социально-экономических отношений с сектантством. Он разрабатывал конкретные сюжеты из жизни сектантов, для чего разъезжал по молоканским общинам, устанавливал контакты с их руководителями и рядовыми верующими, собирал рукописные сочинения.

Многие авторы начала XX в. выделяют сектантов как особый слой общества, которому свойственны рационалистические идеи.9 Большой упор в исследованиях делался на экономическое благосостояние молокан, их религиозно - нравственные обычаи и традиции.

Марксистская историческая наука рассматривает сектантство как социальный протест под религиозной оболочкой. В советской научной литературе большое внимание уделялось либо общим проблемам критики сектантства, либо сектам

6 Никольский С. Сведения о состоянии миссии в ставропольской епархии В 1907 году. - Ставрополь, 1908; Остромысленский Е.А. Молоканская секта. - Орел, 1881; Ивановский Н.А. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. -Казань, 1892; Акт коллегиального собеседования с раскольниками - старообрядцами в станице Прочнокопской. Кубанской области. - Ставрополь, 1904. и др.

7 Бунятов. Г. Быт русских крестьян Лорийского участка Борчалинского уезда Тифлисской губернии. / СМОМПК. -Тифлис, 1902, Вып. 31, отд.2.; Бунятов Г. Заработки русских поселенцев Борчалинского уезда. // Кавказское сельское хозяйство. 1898. 23 июля.

8 Мельников П.И. Раскольничьи секты. // Исторический вестник. 1885. Июль; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2. Ч. 1. - М., 1994; Юзов И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. - СПб.,1881; Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. -М., 1905; Пругавин. А. С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. -М., 1906; Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. -М., 1905.

9 Успенский Г.И. Мелочи путевых воспоминаний. / Полное собрание сочинений, -М., 1949. Т.8. С.209.

баптистов, свидетелей Иеговы, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, которые рассматривались как особо опасные, так как занимались пропагандой среди населения. Считалось, что они финансировались иностранными спецслужбами. Молокане же не признавали в своих общинах посторонних, поэтому для советской антирелигиозной пропаганды не представляли опасности. Возникновение молоканского учения в советской историографии связывалось с «демократическим протестом крестьянских низов против крепостничества и помещичьего произвола. По причине неграмотности, забитости и отсталости крестьянского населения этот гнёт приобретает религиозную форму».10

Основные тенденции развития «духовного христианства» освещались в работах исследователей 20-30-х годов.11 Подход к изучению религиозного сектантства Бонч-Бруевича В.Д определялся ленинской постановкой вопроса о крестьянстве как союзнике в революционной борьбе. Ученым были собраны уникальные материалы и рукописные сочинения, которые представляют огромный интерес для изучения и характеристики многих сект, в том числе и молокан. Морозов И. рассматривает молоканское учение в связи с политической жизнью страны и считает его «религиозным оформлением интересов сельскохозяйственной буржуазии, зеркалом, отражающим душу деревенского капиталиста». Дружинин В. связывал происхождение молоканства с социальной иерархией в деревне, которая имела место в конце XVIII века. Он рассматривал молоканское учение как попытку избавиться от крепостного права. О кризисе молоканства и его «типичной кулацкой организации» упоминает в своем труде и известный историк Н.М. Никольский. В целом, историки 30 - х гг. XX в. считали, что к сектантам относились только зажиточные слои деревни, поэтому рассматривали их как потенциальных «врагов народа».

В послевоенные годы история сектантства рассматривалась в трудах А.И.

Клибанова, Рындзюнского П.Г, Белова А.В. и Масалова В .А. На богатом историческом

10 Малахова И.А. О современных молоканах. -М. 1968.,С.4

11 Бонч-Бруевич В.ДИзбранные сочинения. В 3-х т. Т.1 О религии, религиозном сектантстве и церкви. -М.,1959; Морозов И. Молокане. - М., 1931. С.37; Дружинин В. Молокане. -Л., 1930; Никольский НМ История русской церкви.- М., 1983.

12 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX века- 1917 год). - М.,1965; Клибанов АИ. Религиозное сектантство и современность. - М.,1969; Рьщдзюнский П.Г. Антицерковное движение в Тамбовском крае в 60-х годах XVШ века./ Вопросы истории религии и атеизма. -М.,1954. Т.П; Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1978; Масалов В. А. Религиозное сектантство и современность. -Краснодар, 1974.

материале Клибанов А.И. показал, что молокане принадлежали к числу проводников буржуазного предпринимательства в сельском хозяйстве Закавказья и Сибири. Трудно не согласиться с его выводами о том, что догматика и этика молоканства поощряли «приобретательность» и способствовали энергичной предпринимательской деятельности молокан.

Изучение сектантства во второй половине XX в. происходило в основном в рамках истории атеизма. Подавляющее большинство авторов основное внимание уделяли религиозной идеологии, лишь попутно рассматривая вопросы истории, культуры, быта сектантов, в том числе и молокан. Так, Москаленко А.Т. считает, что на становление молоканской идеологии повлияли идеи Апокалипсиса о конце мира и наступления тысячелетнего «царства Христова». По мнению автора, они сыграли роль

побудительного мотива к массовому переселению молокан. Довольно подробно учение молокан в XX в. изучается в трудах И. А. Малаховой.14 Исследователем был собран полевой материал об основных особенностях хозяйственной и религиозной деятельности, культуре, обрядам молоканских общин Центральной России и Закавказья, даны рекомендации для атеистического воспитания молоканской молодежи. Однако поскольку работа написана по истории атеизма, многие аспекты, касающиеся истории молокан, их культуры, жизнеобеспечения остались неизученными.

Ряд аспектов религиозной идеологии и деятельности молокан рассматривается в работах Балалаевой Н.И., Козловой К.И., Инниковой С.15 Отдельно необходимо выделить работы по истории сектантства сибирских ученых.16 Для многих исследований второй половины XX в. характерно отрицательное отношение к молоканам как носителям религиозной традиции. Также постоянно прослеживается мысль о

13 Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск,1978. С.31.

14 Малахова И. А. Эволюция «духовного христианства» в СССР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М.,1970.

15 Балалаева Н.И. О переселении молокан в Амурскую область./Ученые записки Хабаровского гос пединститута. Т. 16. -Хабаровск,1968; Козлова КИИзменения в религиозной жизни и деятельности молоканских общин/Вопросы научного атеизма. - М. 1966. Вып. II.

16 Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Путинцев Ф. Политическая роль и тактика сект. М., 1935; Болонев Ф.Ф. Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998; Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - начало ХХ вв.). Новосибирск, 1997; Иванов КЮ. Старообрядчество юга Западной Сибири второй половины XIX - начала XX вв. -Кемерово, 2001; Савин А. И. Советская власть и христианские секты: к истории одной антирелигиозной кампании в Сибири в 1922 - 1923 гг.// Социокультурное развитие Сибири (XVII - XX века): Бахрушинские чтения 1996 г.; Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1998. и др.

неминуемом кризисе внутри общин. Молоканские общины изучались в рамках исследований, посвященных истории русского населения на территории закавказских республик. Здесь необходимо отметить серьезные работы Долженко И.В., Исмаил - Заде

Д.И., Айтяна А.Х., Акопяна А.М. Ими подробно изучены основные черты экономического развития закавказской деревни

XIX - XX вв., отмечены особенности государственной политики Российской Империи в регионе, взаимоотношений русского и местного населения, а также показан огромный вклад русских крестьян, в том числе и молокан, в развитие экономики Закавказья в XIX - начале XX веков.

По истории Кавказа создано немало обобщающих работ, однако в них не

содержится никакой информации о молоканских общинах. В официальных изданиях

XIX - начала XX вв. их относили к общей категории раскольников и сектантов, позднее, в советских фундаментальных исторических трудах религии отводилось довольно мало места, поэтому сведения о молоканских общинах также отсутствуют.19

Лишь в последнее время в рамках изучения региональной истории появляются работы,

посвященные изучению взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Среди новейших исследований необходимо выделить диссертационные работы Колосовской Т.А. по изучению государственно-конфессиональных отношений на

Ставрополье и Крюкова А.В., посвященную исследованию религиозного сектантства

Кубани. Однако в обоих работах молокане упоминаются лишь вскользь. В целом,

17 Долженко ИВ. Хозяйственный быт русских крестьян Восточной Армении. -Ереван,1985; Исмаил - Заде ДИ. Русское крестьянство в Закавказье. 30 - е годы XIX века - начало XX века. -М.,1982; Айтян А.Х. Русские переселенцы в Восточной Армении. -Ереван,1975; Акопян АМ Государственные крестьяне Карсской области.(1878 -1914) -Ереван,1980.

18 Обзор Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1879-1915.; Ставропольская ученая архивная комиссия. Труды. - Ставрополь, 1911 - 1916. Вып., 1,4,6,8; Кавказский календарь. 1849 - 1860.; Сборник сведений о Северном Кавказе. 1906-1920. т.т. 1-12.; Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. 1893.-1919. и др.

19 История народов Северного Кавказа ( конец XVIII - 1917г.) В 2 т. -М., 1988.; История Ставропольского края от древнейших времен до 1917.- Ставрополь, 1996.; Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь, 1999.; Народы Мира. Этнографические очерки. Т. 1. Народы Кавказа. - М., 1960 и др.

20 Рожков АЮ. Народное сопротивление в антирелигиозной политике советской власти на юго-востоке России. (1918-1929) // Голос минувшего. 1997. №2.; Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708-1920). - Краснодар. 2002.; Трут В П. Весомый вклад в дальнейшее развитие исторических и фольклорно- этнографических исследований Северо-Кавказского региона. // Голос минувшего 2003. №1-2.

21 Крюков А.В. Религиозные секты на Кубани: становление, внутреннее развитие, взаимоотношения с государственными и общественными институтами. (30-е гг. XIX в. - 1917г.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Краснодар, 2004; Колосовская Т. А. Государственно-конфессиональные отношения н Ставрополье в Конце XIX первой трети XX вв.: историко-правовой аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ставрополь, 2002.

вопросам истории молоканских общин на Кавказе, их хозяйственно-культурному своеобразию в историографии XX века не посвящено ни одной монографии.

Из зарубежных исследователей культуру и традиции молокан изучали W.B. Moore,

G.W. Monoff, J.P. Valov. z Их исследования носят в большей степени публицистический характер и посвящены проблемам культуры молокан, переселившихся на Американский континент в начале XX века.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы свидетельствует о необходимости создания специального комплексного исследования истории молоканских общин на территории Кавказа.

Научная новизна исследования: Впервые предпринимается попытка комплексного исторического исследования молоканских общин в XIX - XX вв. с современных мировоззренческих позиций.

1. Впервые показана эволюция правового статуса молокан в России.

2. Прослежена эволюция государственной политики по отношению к молоканам на Кавказе в XIX - начале XX вв., в Турции в первой половине XX в. и в СССР в XX веке.

3. Проанализировано экономическое развитие молоканских общин на Кавказе, отмечены причины их материального благосостояния, а также влияние на экономику Кавказа в целом.

4. Впервые изучены молоканские общины, находившиеся в течение 40 лет (с 1921 по 1962) на территории Турции.

5. Доказано, что на формирование специфики хозяйственной деятельности молокан оказали влияние такие факторы, как религиозные установки и общинные традиции, а также связи с местными народами.

Цель исследования: изучение особенностей хозяйства, культуры и быта молоканских общин на Кавказе.

Автором не ставилась задача изучения религиозной догматики молокан, поскольку это выходит за рамки исторической науки. В рамках диссертационного исследования

22 WB. Mooie Molokan Oral tradition legends and Memoiates of an Ethnic sect.// Folklore studies: 28/University of California piess beikey and Los Angeles 1973; Monoff G.W., Valov J.P. A stroll throughRussian town. E.m, e.r.

невозможно одинаково подробно раскрыть все стороны истории молокан на Кавказе с

XIX в. по настоящее время, но поскольку в исторической науке отсутствуют труды по данной теме, автор поставил своей задачей дать в основных чертах общую картину появления молокан на Кавказе, их миграций, хозяйственной жизни и культуры. Специального изучения заслуживают проблемы хозяйственной жизни молокан в первые годы Советской власти, колхозное строительство, взаимоотношения религиозных объединений с государственной властью, а также особенности фольклора, диалекта и песенной культуры молокан.

Задачи исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем:

1) выявить причины переселения и ход миграций молокан на Кавказ;

2) проследить эволюцию государственной политики по отношению к молоканам на Кавказе и в Центральной России;

3) проанализировать экономическое развитие молоканских общин на Кавказе и показать их влияние на экономику региона;

4) показать факторы, определившие специфику хозяйственной деятельности молокан в

XX веке;

5) сравнить особенности хозяйственной деятельности молокан на Кавказе в XIX в., на территории Турции и Советского государства в XX веке;

6) раскрыть преемственность русских традиций в материальной культуре и обрядах семейного цикла молокан.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX - начало XXI вв. Нижняя граница связана с периодом, когда первые молоканские общины начинают осваивать территорию Кавказа. Верхняя граница определена современным периодом.

Территориальные границы. Исследование включает территорию Кавказа, где в XIX в. находились молоканские поселения и присоединенную в 1878 г. Карсскую область, а также территории Закавказья, Ставропольского края, Ростовской области и Краснодарского края, где проживали молокане в XX - XXI веках. Такие территориальные рамки обусловливаются тем, что с начала XIX в. молокане проживали

в Закавказье, в 80-е гг. XIX в. они частично переселяются в Карсскую область, а в советское время общины появляются и на территории Северного Кавказа.

Источниковую базу диссертации можно подразделить на несколько групп: архивные документы, законодательные акты, свидетельства современников, полевой материал, фотографические документы и т.д. Автором изучены материалы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива г. Санкт - Петербурга (РГИА). Здесь необходимо отметить документы, хранящиеся в фондах Министерства внутренних дел: Ф.1383 - Канцелярия министра Внутренних дел, Ф.1285 - Департамент государственного хозяйства МВД, Ф.1284 - Департамент общих дел МВД и Ф. 1285 -Департамент государственного хозяйства МВД. Политика переселения молокан на Кавказ отражена в документах Департамента министерства государственных имуществ (Ф. 379), Канцелярии министра земледелия (Ф.381), I Департамента министерства государственного имущества (Ф. 383), II Департамента министерства государственного имущества (Ф. 384) и Канцелярии министра земледелия (Ф. 381). Главное управление уделов (Ф. 515) содержит информацию как о переселениях молокан из Центральной России в южные губернии, так и сведения о самих представителях веры и их отношениях с местной властью. Взаимоотношения молокан с русской православной церковью отражаются в документах, хранящихся в фондах Канцелярий Синода (Ф. 796), обер-прокурора Синода (Ф.797), Александро-Невской лавры (Ф.815) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф.821). Здесь отражена как численность молокан, так и основные меры по борьбе с ними. Документы, хранящиеся в фондах Кавказского комитета (Ф. 1268) и Комитета министров (Ф. 1263), показывают переселенческую политику государства на Кавказе, проблемы благоустройства на новой территории (распределение земли, различные льготы, предоставляемые переселенцам).

Материалы по истории молоканских общин хранятся и в фондах Государственного архива Ставропольского края (ГАСК). Ф. 101- Канцелярия гражданского губернатора -содержит Указы правительствующего Сената, а также ведомости о количестве раскольников и сектантов, находящихся на территории Ставропольской губернии в XIX в. Кроме того, фонд содержит документы, в которых находятся предписания об оказании содействия молоканам, переселяющимся на Кавказ, и по предупреждению

распространения учения секты на территории губернии. Ф. 135 - Ставропольская духовная консистория - также содержит данные о количестве раскольников и сектантах в губернии. Ф. 439 - Ставропольский епархиальный миссионерский совет - содержит документы, свидетельствующие о наличии молоканских общин на территории Ставропольской епархии в конце XIX - начале XX вв., но дает очень противоречивые сведения о количестве молокан. В то же время миссионеры Виноградов М., Никольский С., Сокольский Ю. характеризуют молокан как довольно безобидных сектантов, которые для Русской православной церкви начала XX в. не представляли опасности.

Государственная политика по отношению к представителям молоканства в советский период отражена в фондах Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5171) и Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5172). Фонды содержат интереснейшую информацию, касающуюся периода переселения молоканских общин из Турции в 1962 году.

Среди документальных материалов следует, прежде всего, отметить "Акты, собранные Кавказской археографической комиссией", где содержатся сведения о районах расселения и правительственной политике в отношении ссылаемых в край молокан, проекты местных помещиков, впоследствии законодательно воплощенные в соответствующих актах. Важную группу источников составляют документы юридического характера, к которым относится «Полное собрание законов Российской империи». Сюда же необходимо отнести отдельные сборники документов, составленные исследователями XIX в., посвященные правовому положению

раскольников и сектантов.

В следующую группу необходимо выделить статистические источники. Это отчеты губернаторов и миссионеров. Но зачастую в этих документах указан только факт наличия молокан в том или ином населенном пункте. К сожалению, ни один из подобных источников не дает практически никакой точной информации о количестве представителей молоканской секты на Кавказе. Сектанты редко подразделялись в

23 Богословский А. Сборник Законов о расколе. - М.,1881; Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов.- Одесса,1912; Горчаков М.Н. Церковное право. - СПб.,1909.

официальной статистике на отдельные секты. Кроме того, как правило, молокан постоянного толка часто записывали вместе с духоборцами, а прыгунов с иудействующими или субботниками.

Богатый фактический материал о молоканском крестьянском хозяйстве в Закавказье содержится в изданиях конца XIX в., отражающих экономическое состояние

закавказской деревни. Эта группа источников связана с особой государственной политикой, ставившей своей целью подробное изучение закавказского региона, его населения и экономического потенциала. Здесь приведен наиболее полный перечень русских поселений в Закавказье с указанием в них численности населения.

Ещё одной группой источников являются свидетельства современников, помещенные в «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В конце XIX появляются первые попытки этнографического описания населения Кавказа, в том числе и молокан. Корреспонденты из местной интеллигенции и русского духовенства стремились познакомить читателей с разнообразными сторонами жизни переселенцев. Немалую роль сыграла и деятельность Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, занимавшегося изучением края. Его сотрудниками описывались молокане на территории Кавказа и Карсской области.25

Подробные сведения о хозяйстве русских переселенцев, его направленности и особенностях содержатся в материалах периодической печати. В частности, этому отводилось много места на страницах газет «Кавказ»,26 «Кавказское сельское хозяйство»27 и журналов «Отечественные записки»,28 «Русская старина»29, где подробно

24 Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. - Тифлис,1885-1887. XI - VII; Свод материалов для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. -Тифлис, 1887 - 1888. Т.Т. I - V.

25 Петров ИЕ. Селения Ново - Саратовка и Ново - Ивановка Елисаветпольского уезда. // Известия КОИРГО. Тифлис, 1909. Т.19. №3; Степанов П.Ф. Заметка о Карской области. /ИКОИРГО. Т. 7. -Тифлис, Вып. ^ 1882-1883.

26 К. С-А. Русские раскольники, поселенные в Бакинской губернии. // Кавказ. 1868. №9-10; О русских переселенцах в Закавказском крае. // Кавказ. 1850. 22 апреля.; Русские раскольники, переселенные в Бакинской губернии. // Кавказ. 1868. №910; Сегаль Л Русские поселяне в Елисаветпольской губернии. // Кавказ. 1890. №40- 43. 13-16 февраля.

27 Бунятов Г. Заработки русских поселенцев Борчалинского уезда. // Кавказское сельское хозяйство. 1898. 23 июля. С. 476; Бунятов. Г. Хозяйственный быт русских поселенцев Борчалинского уезда Тифлисской губернии. // Кавказское сельское хозяйство. 1896. 2 мая. Жабин И. Хозяйственный быт села Привольного. // Кавказское сельское хозяйство. 1897. 1 сентября. №2.

28 Костомаров Н. Воспоминания о молоканах. // Отечественные записки. 1868. Т. 183. №3. март. С. 57 - 78.

29 Юдин П.Л. В Сыртовских дебрях. // Русская старина. 1896. январь.

освещались вопросы землепользования. Большое внимание уделялось и взаимоотношениям переселенцев с коренным населением.

Важным источником для изучения религиозной идеологии молокан являются

сочинения молоканских лидеров (Кудинова Н.Ф. и Анфимова Н.М. ) и так

называемая «Книжица», в которой помещены сочинения молоканских пророков. В качестве источника использованы и материалы молоканской печати. В начале XX в. молокане издавали несколько журналов: «Духовный христианин», «Молоканский вестник», «Молоканин», «Вестник духовных христиан». В них можно почерпнуть сведения по идеологии, этическим и религиозным принципам молокан. В настоящее время молокане возродили традицию издания религиозных журналов, где также содержится информация о современном состоянии некоторых молоканских общин. Это журналы «Весть», «Слово веры», «Млечный путь» и др.

Диссертантом привлекались материалы, хранящиеся в историко-этнографическом музее молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры п. Новокумского, где собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции. Используются материалы рукописей из личного архива Серебрянниковой Т.П. (г. Михайловск) и личной переписки автора с Рыжковым С. (с. Кочубеевское).

В диссертации использованы полевые материалы исследований автора в Ставропольском и Краснодарском краях в 2001 - 2004 гг. В результате полевых исследований автору удалось собрать большой материал по истории, культуре и быту молокан, проживавших в первой половине XX в. в Турции, так как архивных источников, отражающих проживание русских крестьян на её территории, не существует.

Кроме того, в работе были использованы фотографические источники. В частности, уникальные фотографические снимки, отражающие особенности жилища русских крестьян - молокан в Карсской области. Автором был сделан ряд современных

30 Кудинов. Н.Ф. Духовные христиане. Молокане. - Владикавказ, 1913.

31 Анфимов. Н.М. Изложение догматов духовных христиан молокан. Б.М., 1912.

32 Дух и жизнь. Книга Солнца. - Лос- Анжелес, 1928. (Нарусском языке)

фотографических снимков, характеризующих состояние молоканских общин на современном этапе.

Методологической основой диссертации стали принципы историзма, объективности и системности.33 В работе используется цивилизационный подход. Частнонаучными методами, использованными в работе, являются: историко-генетический метод, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений молоканских общин в процессе своего развития в XIX - XX вв.; историко-сравнительный метод, который применялся при изучении хозяйственной жизни, культуры и быта молокан, православного и местного населения кавказского региона; историко-системный метод использовался при раскрытии особенностей хозяйственной жизни молоканских общин и влиянии таких факторов, как государственная идеология, технический прогресс, иноэтническое окружение. В диссертации применялись антропологические методы, в том числе метод включенного наблюдения, позволяющий автору самому внедряться в предмет и объект исследования.

Практическая значимость заключается в возможности использования опыта адаптации переселенцев к новым природным, этническим и правовым условиям. Материалы и выводы могут быть также использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кавказа; полевой материал, собранный диссертантом, может быть использован в качестве источника по истории религии, культуры и традиций русского народа; при разработке региональных программ по возрождению духовной культуры; при разработке программ по традиционным методам воспитания. Положения, выносимые на защиту:

1. Правовое положение молокан, а также сформировавшиеся вследствие иноэтнического окружения особенности культуры и быта позволяют сделать вывод о том, что молоканские общины на Кавказе представляли собой не только конфессиональные, но и своеобразные социокультурные общности.

2. В наиболее ярком виде черты культурного своеобразия сохранились в тех общинах, которые в последней четверти XIX в. мигрировали в Карсскую область, а в 60-е

33 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 1987; Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. -Ставрополь, 1995.

годы XX в. переселились на Северный Кавказ. Благодаря изоляции эти общины сохранили многие традиции, характерные для русского крестьянства XIX века.

3. Молоканские общины обладают уникальным опытом адаптации на новой территории, особенно по установлению добрососедских отношений с местным населением. Молокане внесли существенный вклад в развитие экономики Кавказского региона в XIX веке.

4. Материальная культура молоканских общин представляет собой сложный комплекс, состоящий из элементов традиционной русской культуры, а также заимствований у местного населения Кавказа и Турции, что особенно проявилось в скотоводческой традиции, системе обработки земли, бытовой терминологии, пище и одежде.

Апробация: диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории государства и права Северо-Кавказского государственного технического университета. Результаты исследования обсуждались на межрегиональных, региональных и университетских конференциях: Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа». (Ставрополь, 2003), VI региональной конференции «Вузовская наука - Северо - Кавказскому региону» (Ставрополь, 2002), XXXIII научно - технической конференции преподавателей, аспирантов и студентов Северо -Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2004).

Структура исследования включает введение, три главы, заключение, примечания, список источников и литературы.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются его основные выводы:

1. После вхождения Кавказа в состав России, государство было заинтересовано в переселении русских сектантов в Закавказье. Такая политика изолировала православное население от представителей «вредных учений», которые становились уже верными подданными государства. Это приводило к снижению малоземелья в центральных районах страны. Главным итогом этой политики было широкое хозяйственное освоение данной территории.

2. Несмотря на различные гонения со стороны государственной власти, молокане на протяжении всего своего существования были верными подданными государства. Руководствуясь Священным Писанием, они призывали всегда уважать и почитать «земную» власть, всегда подчеркивали свою верность и уважение престолу. Впоследствии они также беспрекословно принимают власть Временного правительства, Советскую и даже турецкую власть. Молокане всегда были далеки от политики, поэтому покорялись любой власти, как данной Богом. Необходимо отметить, что именно гонениям молокане обязаны своим экономическим благосостоянием. Общины научились быстро адаптироваться в новых условиях, сочетая собственный опыт хозяйствования с традициями местных жителей.

3. Молокане внесли огромный вклад в развитие экономики Кавказа. Они привезли свою хозяйственную культуру, которая позволила им за довольно короткий промежуток времени достигнуть больших результатов. В хозяйстве русских поселенцев были представлены такие отрасли сельского хозяйства как земледелие, скотоводство, огородничество (оно которое было на данной территории новшеством), пчеловодство, птицеводство.

4. На территории турецкого государства молокане оказались в экономической изоляции. До начала 60 -х гг. XX в. они выполняли все сельхозработы при помощи скота. При этом необходимо отметить, что проживание на иноэтнической земле

позволило молоканам сохранить нетронутой свою культуру, традиции и обряды в том виде, в каком они их привезли в Турцию в конце XIX - начале XX в. В новых условиях переселенцы смогли сохранить привычный образ жизни. Основой хозяйственной жизни крестьян продолжало оставаться земледельческо-скотоводческое хозяйство.

5. Огромное влияние на религиозные традиции и общественную жизнь молокан оказало советское государство. Большие изменения в привычный для молоканских общин образ жизни принесла антирелигиозная направленность деятельности государства, в особенности по отношению к молодежным организациям, что не позволило сохранить преемственность культуры. Основным способом сохранения традиционного образа жизни в 20-30-х гг. было слияние общин с колхозами. В такой общине в советское время сохранились многие основные молоканские принципы хозяйствования, в то время как свои религиозные функции она практически утратила.

6. В молоканской материальной культуре переплелись элементы русской традиционной культуры, поставленные в рамки Ветхозаветных запретов и традиций (запреты изображения людей и потребления в пищу свинины, особое отношение к обрядовой пище, идея единства религиозного и нормативного законодательства), и элементы культуры кавказских народов, преимущественно тюрок, что прослеживается в пище (традиции употребления чая до еды, кеты, сыра), обуви и головных уборов.

7. Эволюции материальной и духовной культуры у молокан, переселившихся в Карскую область, практически не было. Поэтому наблюдается процесс консервации культурных форм в Турции, а потом (при переезде в СССР) сохранение этого культурного комплекса у «карсских» молокан как средства собственной идентификации. Развитие материальной культуры молокан, проживающих на территории СССР, протекало в рамках общей советской культуры. Поэтому в настоящее время общины «карсских» и «советских» молокан значительно отличаются в культурно-бытовом отношении.

8. Молоканская община в отличие от поземельной русской общины не сдерживала хозяйственную инициативу, так как не практиковала уравнительное землепользование с переделом угодий. Необходимо отметить огромную роль, которую и сейчас играет взаимопомощь внутри общины.

9. Для молоканской семьи характерны строгие патриархальные традиции. В обрядовой жизни молокан наблюдается слияние традиций первых христианских общин, русских обычаев Центральной России и Кавказа. Календарные праздники некоторые молокане («прыгуны») отмечают по Ветхому Завету по примеру первых христиан, остальные по православному обычаю. В отличие от свадьбы русских крестьян Ставрополья, где наблюдается смешение русских и украинских традиций, современная молоканская свадьба сохранила древние русские традиции центральных областей России. В тоже время на похоронный обряд молокан повлияли некоторые кавказские элементы.

Основные положения и выводы диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Абакумова О.И. Правовое положение русских сектантов в российской империи. / Северо-Кавказский государственный университет. Сборник научных трудов. Вып 4. Серия «Право». Ставрополь, 2002. (0,3 п.л.)

2. Самарина О.И. Особенности воспитания детей в молоканских общинах. / Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь, 2003. (0,2 п. л.)

3. Самарина О.И. Государственная политика в Российской Империи в отношении русских переселенцев - молокан в Закавказье в первой половине XIX века. Из истории народов Северного Кавказа: сборник научных статей. - Вып. 6. -Ставрополь, 2004. (0,5 п.л.)

4. Самарина О.И. Религиозная община и календарные праздники молокан./ Труды юридического факультета Северо - Кавказского государственного технического университета: Сборник научных трудов. Выпуск 3. Ставрополь, 2004. (0, 6 п. л.)

5. Самарина О.И. Взаимоотношения молокан с государственной властью. / Труды юридического факультета Северо - Кавказского государственного технического университета: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Ставрополь, 2004. (0,5 п. л.).

Поделиться с друзьями: