• Аль Джинди Назих Ахмад
  • 1991
  • 17

Педагогические идеи Абу Насра Аль-Фараби автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Педагогические идеи Абу Насра Аль-Фараби - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Жизнь и педагогическая деятельность муртазы мутаххари
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Идеи мутаххари о воспитании и обучении
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Формирование концепции народной педагогики и ее характерные особенности
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Роль русского востоковедения в изучении казахского языка и фольклора
Поделиться с друзьями:

Полный текст автореферата диссертации Аль Джинди Назих Ахмад, 1991, 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

На правах рукописи

АЛЬ ДЖИНДИ НАЗИХ АХМАД

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ

13.00-01 - Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1801

Работа выполнена в Научво-исследоватеЕЬсг.ок кветЕтуте теоркЕ к исторг? педагогия АПН СССР

Е куч к г с руководитель - доетор педагогических вауЕ,

профессор. К.Е.Салкнове

0$1!ЦЕальвне оппонента: дейстЕгтельний член АПН СССР,

доктор педагогических Еаук, профессор Г.Е.Вояков

кандидат педагогических наук, доцент . Н.Н.Андреева

Ведущее учрегден::е: Та^г.екгсквй государственный

педагогсчесппЯ институт ни. Ег.занг

1 / , О °

Sa-лнто состоится ' ■jc ' м/ГсЯ^ 1991 г. г (I

часов еа заседать спвсгалкзкроваЬяого Совете I 018.07.01 по зг^пте дгссертаппГ ка соисзтнке ученой стелеЕк дог.тора педаго ггчеспгг наук прп Еаучго-ксс.гедсЕательсг.о!! пвстгтзче теории я г.сгс; ;::'. педагогкг.к А"!К СССР (I2S2f78, 2оспва, уд. Павла Ксрча гкка, д. 7).

С дкссертапгеЕ ютно сзвагоиктьсв ъ библиотеке института

Автореферат разослав "Зо * сь-Жу^ 1991 т.

УчеЕкй секретарь . - '

спецпадгзЕроБаяного Совета, " /->

доктор педагогических наук Х Р^—З.Д.Путилин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная тенденция к интернационализации научного знания, формирование нового мышления обусловливает необходимость исследования вклада каждой нации, в той числе арабской, в развитие человеческой цивилизации в целом и во всемирный историко-педагбгический процесс в частности. Творческое наследие аль-Фараби (870-950 гг.) - важнейшая составная часть педагогической мысли Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья.

Абу Наср аль-^араби - ученый-энциклопедист. Он оставил богатое теоретическое наследие. В числе его 160 трактатов по различный отраслям знаний - философии, психологии, истории и др. -есть и такие, которые специально посвящены проблемам воспитания подрастающего поколения, хотя в его время педагогика еще ни Выделилась в самостоятельную науку. В этих трактатах изложены мысли ученого о сущности человека и путях его формирования к развития, о целях, содержании и средствах воспитания, о взаимоотношениях между воспитателем и воспитуемыми и ряд других проблем,имеющих самое непосредственное отношение к педагогике.

Изучение педагогического наследия аль-Фараби актуально, поскольку позволяет составить научное представление об уровне прогрессивного опыта воспитания в арабском халифате в условиях раннего средневековья, в эпоху расцвета и подъема культуры в этом регионе. Все творческое наследие мыслителя проникнуто идеями гуманизации и демократизации общества путем улучшения его средствами воспитания и образования. Поэтому исследование педагогического наследия этого ученого созвучно современным требованиям йог,питания подрастающего поколения.

и творчестве аль-Мраби и в сфере его педагогических воз-прений четко прослеживается развитие идей античных мыслителен применительно к условиям раннего средневекового Востока, Том самим появляется возможность изучить преемственность культур Запада и Востока в воспитании молодого поколения.

Изучение преемственности в истории педагогики крайне важно в связи с осознанием современной мировой общественность!) растущей целостности мира Востока и Запада. Как в западной, так и в советской истории педагогики вклад народов Востока, их тесная (цып, с культурой народов Запада не были предметом специального '«¡.чучи1|.!.ч. В этом пли- исследование педагогического наследия к ль -Мраби преяптпвпяет большой интерес.

Изучению творческого наследия аль-Фараби посвящены работы многих арабских, советских и других зарубежных авторов. Средневековый ученый известен в большей степени как философ, поэтому основная часть трудов советских авторов посвящена изучении его философского наследия. К этим исследованиям следует отнести пу-,бликации советских ученых С.Н.Григорьяна, М.М.Хайруллаева, А.Ф.Касышсанова1. Однако в работах этих авторов педагогические взгляды аль-$араби освещены лишь частично.

Отдельные проблемы богатого педагогического наследия нашли свое отражение в работе советского автора Х.Х.Тллашева2. Первую попытку обобщить педагогические идеи аль-Фараби предпринял А.Кубесов^. Автор в своем исследовании, посвященной анализу творчества аль-Фараби, уделяет большое внимание изложению философских, социальных взглядов мыблителя, разрабатывает дидактические положения педагогической концепции философа.

Труды зарубежных авторов, посвященные творческому наследию аль-Фараби, также отражают в основном философские взгляды мыслителя. К их числу относятся - Мирва Хусаин, Салиба Джамиль, . Фарух Омар. Дзидан Джерди, Кумаир Юханна, Джума Мухамед Лютфи, Осман Амин .

*Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1966; Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. - Ташкент: Фан, 1967; Аль-Фараби: Эпоха и учение. - Ташкент: Узбекистан, 1975; Абу Наср аль-Фараби. - М.: Наука, 1982; Касымжанов А.Ф. Аль-Фараби. - М.: Прогресс, 1982 (на араб.яз.).

^Тллашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока. - Ташкент: Фан, 1985.

^Кубесов А. Педагогическое наследие аль-Фараби. - Алма-Ата: Нектеп, 1989.

''Мирва Хусаин. Материалистические тенденции в арабской и исламской философии. - Бейрут: Дар аль-Фараби, 1981; Салиба Джамиль. От Платона до Ибн Сияа. - Дамаск: Аль ыактаба аль кубра литтаалиф ваннашер, 1951; Зидан Джержи. История цивилизации ислама. - Египет: Аль хиляль, 1906, в 5-ти т.; Кумаир Юханна. Перечень арабских философов. - Бейрут: Дар аль-машрек, 1983; Джума Мухамед Лютфи. История еизни философов Востока и Запада. - Египет, 1927; Осман Дмин. Комментарии "Классификации наук" аль-Фараби. - Египет:/Дар аль фикер аль араби, 194 .

Существует ряд публикаций арабских авторов по истории педагогики, в которых творчество аль-Фараби вписано в общую историю педагогики Востока. К таким работай следует отнести исследования Абдель Даима, Абъяд Малика, Махфуз Хусаин Али1.

Таким образок, теоретическое наследие аль-$араби исследовано в мировой науке преимущественно философами и историками. Необходимо подчеркнуть, что в арабской научной литературе нет работ, специально посвященных педагогическому наследии мыслителя. Идеи аль-Фараби об умственном, нравственном, эстетическом и трудовой воспитании изложены в следугщих его трактатах: "Комментарии начала книги "Огика" Аристотеля, "Классификация наук", "Книга о разуме", "Обретение счастья", "Указание путей достижения счастья", "О взглядах жителей добродетельного города" и многих других:. Эти и другие оригинальные первоисточники, написанные на средневековом арабском языке, систематически и целостно не изучены историками педагогики.

Сказанное, определило выбор темы исследования - "Педагогические идеи Абу Насра аль-Фараби".

Объект исследования - история педагогической мысли народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья.

Предмет исследования - педагогические идеи Абу Насра аль-Фарабп.

Цель наследования - охарактеризовать содержание педагогических идей аль-Фараби и раскрыть их историческую значимость.

Задачи исследования:

- охарактеризовать социально-экономические и политические особенности эпохи Аббасидов, определившие учение аль-Фараби о воспитании;

- оценить учение аль-Фараби о сущности человека как основу его педагогической концепции;

- выявить дидактические принципы в учении аль-Еараби о воспитании;

- раскрыть взгляды аль-$араби на цели и сущность воспитания в достижении нравственного совершенствования человека.

*Абдель Дайка, Абдулла. История воспитания. - Бейрут: Дар иль-илим лиль ыалаин, 1901; Абъяд Малика. История педагогики и

психологии у арабов. - Дамаск: Джаштт диияак, 100.?; НахЬуз, Хусаин Али. Лль-Мраби в арабских источниках. - Кпгдид: Дзр лль Хуррил, 1975.

- проследить влияние педагогических идей аль-Фараби на последующих мыслителей.

Методологической основой исследования является марксистскор леяинское положение о материалистическом подходе к истории, о зависимости характера идеологии от уровня развития экономических и социально-политических отношений. Ведущее методологическое значение при решении задач данного исследования имело марксистское учение о феодальной экономической формации, об общественном сознании как отражении общественного бытия, о преемственности человеческой культуры, о роли религии в жизни общества.

Методы исследования:

1. Анализ, синтез и историкр-педагогическая интерпретация данных, содержащихся в источниках.

2. Сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать и сопоставлять историко-педагогические факты, выявлять в них общее и особенное. ; ' ;

3. Систематизация и обобщение материалов, полученных в результате исследования первоистрчников и научной литературы.

В процессе исследования изучены следующие источники:

- печатные и рукописные трактаты аль-Фараби, отражающие его педагогические идеи (^Политика", "Обретение счастья", "Взгляды жителей добродетельного города", "Указание путей достижения счастья" и т.д.);

- 1руды историков, философов, поэтов, богословов средиеве- . кового Востока (например, Авиценна, Ибн Бааджа, йбн Туфейль и

др.).

В ходе исследования использовалась литература, краткий обзор которой приведен выше.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- показаны особенности социально-экономической и духовной жизни Арабского халифата эпохи Аббасидов (1Х-Х1 вв.), обусловившие развитие образования и педагогической мысли;

- охарактеризовано учение аль-Фараби о социальной функции воспитания в общественном развитии, применительно к условиям раннего средневековья на Востоке;

- раскрыто учение аль-Фараби об идеальном человеке в идеальном обществе как основа его гуманистической концепции воспитания, противоположная практике воспитания в духе Ислама;

- обоснована связь дидактических идей аль-Фараби с его уче-

ниеи о познаваемости мира, прогрессивность этих идей в условиях засилья мусульманской религии. Охарактеризованы его взгляды на содержание, методы и принципы обучения и образования;

- показаны .взгляды мыслителя на роль учителя в воспитании, его требования к образованности учителя, зпапир им возрастных особенностей детей, гумацноиу и в то же время требовательном"/ отношении к ребенку; ;

- прослежено развитие педагогических идей греческих ученых (Аристотеля, Платона и других) в трудах аль-£араби применительно к. специфике арабской культуры;

- прослежено влияние педагогических идей аль-Мраби на последующих мыслителей;

- показано значение педагогического наследия аль-§араби для решения современных проблем обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования используются при чтении лекций и проведения практических занятий по истории педагогики в Дамасском университете. Полученные данные вносят посильный вклад в дальнейшую разработку истории педагогики Среднего и Ближнего Востока и используются советскими учеными при написании учебников и учебных пособий по истории всемирной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исолвдоглипя. Отдельные г.илмония и выводи исследования обсукдались в лаборатории истории школы и педагогики за рубежом в НИИ теории и истории педагогики АПН ССОР,' докладывались автором на заседании кафедры педагогики Дамасского университета,

Структура работы. Диссертация состоит из введении, двух ¡'-.¡мь, ямицнчения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДКРКАЕШК РАШ'Ш

Во введении обосновывается актуальность темы, дается ьнали.» чопион литературы, определяются предмет, цели, задачи иссле-

цл'ьйшм, выявляется уровень изученности проблемы, харг^терп!}/».*-ся научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы.

В первой главе - "Учение аль-Фараби о человеке как теорети-

ча^кий ф/нлмчепг его педагогической системы" - раскрывается социально-политическая обстановка эпохи Айбасико». "д;.акт«!.ия7»п • СЛ жизненный И тьорчцшлп! лухь ученого, и:1ГЛП{Ы риыжи 1 г;

щество, сущность человека, познание человеком окружающего его мира.

Педагогические идеи аль-Фараби так же, как "и все его мирот воззрение, формировались в сложных социально-политических и экономических условиях. В результате арабских завоеваний в середине УШ века огромная территория Азии и Испании оказалась включенной в состав Арабского халифата, который подчинил проживающие там многочисленные народы и этнические группы. В этот период происходит усиление хозяйственно-экономических связей: усиливается роль старых городов (Багдад, Дамаск, Халеб), возникают новые поселения (Басра, Куфа), бурно развивается сельское хозяйство, торговля и ремесла.

Создание нового.государства - Арабского халифата - повлекло за собой не только слияние территорий, но и слияние различных культур, благодаря чему возник особый синкретический тип культуры, объединенный мировоззрением государственной религии исламом. Развитие политической и философской мысли в 1Х-Х вв. происходило в острой идеологической борьбе различных течений и концепций, которые отражали классовые и религиозные противоречия: борьбу между силами реакции и прогресса, между мусульманским духовенством, представляющим интересы Арабского халифата, и сторонниками свободомыслия, суверенитета подчиненных народов. В этот период развитие ремесел, торговли, городов способствовало процветанию науки, культуры, образования. Развертывается большая просветительская деятельность, основываются научные учреждения ("Дом мудрости"), собираются библиотеки при мечетях, создаются небольшие образовательные центры ("рубат") и лечебно-оздоровительные учреждения ("бимарстан'') и т.д.

"Дом мудрости" - "Бейт аль-Хикма" - был основан Гарун аль-Рашидои, представителем династии Аббасидов в начале IX в. При правлении багдадского халифа Мамуна (813-833 гг.) "Бейт аль-Хикма" становится центром научной мысли Арабского халифата. Кроме "Дома мудрости" в Багдаде такие учреждения существовали в ряде других крупных городов (Каир, Басра). В "Домах мудрости" изучались науки по различным отраслям знаний: медицина, философия, математика, астрономия, логика, музыка, теология и др.

Кроме "Домов мудрости" существовали лечебные учреждения "бимарстан" - "месташфа", которые представляли собой объединение лечебного и ..образовательного учреждений. Ученики обучались

основам медицины и применяли полученные знания влечебнице. Особенностью "месташфа" являлась программа занятий с лпдьми с ограниченным слухом, зрением, расстройством нервной системы.

На границах Арабского халифата создавались военные образовательные учреждения - "рубат" - "сакана аз кария", где воины получали знания по защите, границы, ведению боя, а кроме этого, религиозные и светские знания. Кроме школ высшего и среднего звена существовали начальные школы - "кататиб". Их учениками могли стать как мальчики, так и девочки. $ти учебные заведения давали первоначальные знания письма, счета, чтения. В них, в основном, изучались богословские науки.

Создание мусульманской образовательной системы способствовало распространении арабского языка, повышало грамотность как исконно арабского, так и арабоязычного населения. Разветвленная система школ способствовала распространению государственной религии - ислама. Помимо религиозного образования эта система позволяла получить знания из различных областей науки, культуры, искусства; прививала интерес к лучшим произведениям античного мира, Византии, что повлекло за собой развитие переводческой деятельности.

Изменения социальной хиэни, укрепление власти правителей из династии Аббасидов такке способствовали развитии научит, образовательных и воспитательных систем. В такой обстановке научного, культурного подъема формировалось мировоззрение аль-Иара-би.

О кнзненном пути аль-Фараби (полное его имя: Лбу Насра Мухаммед Ген Муханмад Бен Узлуг Бен Тархан) известно очень мало. До сих пор ученые но могут точно определить год рождения философа. Принято считать, что он родился б 870 г. в местности 'М-раб, в семье военачальника тюркского племени. Первоначальное образование аль-Фараби получил на родине. Известно, что он не янал арабского языка и уже в зрелом возрасте направился в центр халифата, где била сконцентрирована научная и культурная мысль. Самовоспитание и самообразование позволили будущему ученому овладеть многими науками. Он интересовался философией, математикой, теорией музыки, логикой, медициной. Аль-5араби освоил арабский, персидский, греческий, сирийский и другие языки.

Аль-Фараби оставил богатое творческое наследие:: трактаты "Классификация наук", "О взглядах кителей доброттярго горо-

да", "Гражданская политика", "Большой трактат о музыке", "Пути достижения счастья", "О счастье" и др., посвященные проблемам философии, социологии,' политики, искусства. В этих произведениях аль-$араби затрагивались вопросы воспитания и образования.

В основе этих трактатов аль-Фараби лежит его учение о человеке, отношении его к окружающему миру. В ряде произведений -"Гражданская полигика", "Указание путей достижения счастья", "Взгляды кителей добродетельного города" - отражаются мысли ученого об идеальном обществе, в котором должны были быть преодолены пороки существующего в его время общественного строя. Такими пороками он считал невежество, религиозный фанатизм, униженное положение народных масс.

Распространение научного знания в его добродетельном городе было призвано уничтожить насилие", восстановить справедливость, а затем ускорить построение идеального гуманного и гармонически развитого общества. ' ' ' ; 1

Все общество аль-Фараби делил на "великое", "среднее" и "малое". "Малое" общество (город) являлось первой ступенью совершен'-' лого общества. В описании "малого" общества аль-Фараби предложил свою систему воспитания и образования, в основе которой должна лежать человеческое совершенство и достоинство. Целью воспитания является сохранение накопленных обществом добродетелей, элементов добра и красоты, которые открывают каждому дорогу к счастью. Поэтому аль-§араби видел в воспитании средство достижения этой гуманной социальной цели, имеющей большое значение для жизни общества, его развития, прогресса и процветания.

Мыслитель призывал людей "к добродетели, которые приведут их к вершинам счастья, к отказу от дурных помыслов, от злобности, которые стоят преградой на пути строительства добродетельного общества

Учения аль-Фараби о гуманных целях воспитания и предназначения человека опирались на идеи Платона и Аристотеля о познаваемости мира. Аль-Фарйби работал лад приложением этой теории применительно к потребностям! своего времени и с учетом государственной религиозной политики.

*Аль-Фараби. Взгляды жителей добродетельного города / Подготовил Юсоф Карам'. - Бейрут: Маахад аль ильми аль фаранси иль асаар аи-иаркия/ЮБО. - С. 94 (на араб. яз.).

В основу теории познания окружающего мира аль-Фараби ста-пил "разум". Только наделенный разумом человек способен воспринимать новые знания, использовать опыт прежних поколений и применять их в практической деятельности.

Изучение трактатов аль-Фараби показало, что идеал воспитания и образования, по мнению мыслителя, включает в себя овладение научными знаниями, нравственное и эстетическое совершенство не только обучаемого, но и самого учителя.

Мусульманская этика предопределяла человеческую судьбу ролей Аллаха, признавала пряную зависимость судьбы и развития человека от Аллаха, требовала беспрекословного подчинения его воле. Этическая концепция аль-Фараби опиралась на воспитание у человека понятий нравственности. Идеям ислама о воле Аллаха аль-Фараби противопоставляет способность и волю самого человека. По мнению ученого, ребенок после рождения лишь предрасположен к приобретению знаний, поведение и характер формируются в общении с другими людьми, в результате воспитания и обучения. Поэтому ученый призывал к самоусовершенствованию путем накопления знаний.

Исходным моментом развития нравственной концепции вль-Фара-би являлась проблема обретения человеком счастья с помощью приобретения знаний и гармонического существования в окружающем мире. Аль-Фаряби не ограничивался констатацией того, что есть счастье (трактат "Обретение счастья"), он стремился показать людям путь к достижению счастья (трактат "Указание путей достижения счастья") .Проблему нравственности мыслитель тесно связывал с проблемой эстетического осмысления мира. И в этой связи он развивал идеи античных философов (Платона, Аристотеля), а также своих современников вль-Кинди, Ихван аль-Сафа и других.

Аль-Фараби пришел к выводу, что основная цель воспитания заключается в том, чтобы научить человека побеждать в себе отрицательные черты характера и способствовать формированию положительных черт, что может быть достигнуто в том случае, если.этическое воспитание будет начинаться с ранних лет, в школе.

Крайне важны для понимания идей нравственного воспитания .' этические положения аль-Фараби о смысле и путях достижения человеческого счастья. Он выделял в этой связи четпре вида добродетелей: теоретические, мыслительные, этические и практические, -и подчеркивал, что приобрести эти добродетели можно с помощью

двух способов - обучения и воспитания1. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе обучения направить поиск своих воспитанников в нужное русло. Иными словами, процесс познания для мыслителя есть одновременно процесс самосовершенствования человека и достижения им счастья.

В процессе воспитания поведение и характер ребенка формируются в общении с другими детьми. Для аль-Фараби человек - существо, с одной стороны, коллективное, с другой - индивидуальное. Поэтому, считал мыслитель, поведение человека зависит как от политического устройства обще^сва, так и от уровня знаний, которыми он владеет. Объясняя задачи воспитания, аль-Фараби связывал их с возможностями самого ребенка. Мыслитель разделял три категории людей, которые формируются обществом. Это: "свободный человек", "животный тип", "прирожденный раб". Только "свободный человек", по мнению аль-Фараби, может научиться здраво рассуждать и обладает способностями и решимостью добиться счастья.

Таким образом, изучение трактатов аль-Фараби позволило сделать следующий вывод: счастье - это не только этическая, во и педагогическая категория.

Весь комплекс философских проблем - об обществе, о человеке, о познании человеком окружающей среды - оказывается органичной основой педагогической концепции мыслителя, основой его трактовки целей и задач воспитания.

Во второй главе - "Гуманистическое учение аль-Фараби об обучении и воспитании" - отмечается, что основа гармонического развития личности, соглаоно его идеям, лежит в единстве интеллектуального и морального совершенства отдельного человека и общества в целом.

Аль-Фараби утверждал, что создание нового, идеального общества возможно только при воспитании гармонически развитого человека. Ребенок от рождения не наделен разумом. Разумным он становится только при условии правильного воспитания и образования. "Воспитание разумного человека происходит благодаря усилиям учителя в процессе воспитания ученика"^, Аль-Фараби связывал развит

^Аль-Фараби. Обретение счастья. - Хайдар-Абад: Матбаат мак-лис даират аль-маари$ аль исмаиия, 1346 хиджры. - 0. 2 (на араб, яз.).

о

■^Аль-Фараби. Трактат о разуме. - Оксфорд: Ун-т Оксфорд, 1928. - С. 14 (на араб. яз.).

тие разума с воздействием внешнего мира на чувства человека. При этом он отводил разуму ремашщую роль в формировании личности ребенка.

Нормирование умственных способностей ученшсов зависит, по мнению аль-Фараби, и от последовательности обучения. В трактате "Классификация наук" аль-Фараби предлагал схему последовательного обучения. На первое место аль-Фараби ставил изучение языкознания, потому что, по его мнению, совершенствуя и шлифуя язык, "языкознание тем самым способствует развитию всех наук". После языкознания аль-Фараби ставил логику, т.к. всеобщие законы логики позволяют понять содержание и развитие всех остальных наук. Далее следуют математика, естествознание и богословие, а также науки об общественном развитии. В трактате "Классификация наук" аль-Фараби разрабатывал способы овладения знаниями. Он предлагал начинать обучение с самых простых вещей и по мере накопления опыта, познания окружающего мира переходить к более сложным явлениям и понятиям.

Говоря об унственном развитии, философ различал два вида, разума: практический и теоретический. Практический разум - конкретен, теоретический разум- абстрактен и формирует общие понятия. Такое разделение имело самое непосредственное отношение к воспитанию и было необходимо ученому для того, чтобы показать способы постижения ребенком знаний. Тем самым он обращал внимание учителя на необходимость и способы формирования умственных способностей учеников.

Большое внимание аль-Фараби уделял художественному и эстетическому воспитанию. Для него "гармония" была одним из важных понятий, которому отводилась важная роль в эстетической теории.

Основное внимание в исследованиях по теории музыки ("Большой трактат о музыке") аль-Фараби отводил вопросам гармонического развития ребенка и всего общества в целом, связывая применение и знание музыкальной теории с теорией влияния цвета, запаха на формирование эстетических представлений. Кроме того, по мнению философа, музыка могла использоваться и в учебных целях.

Главной целые музыкального ■искусства мыслитель считал воспитание ребенка и предлагал использовать музыку в целях общественного прогресса.

В "Большом трактате о музыке", "Классификации паук" аль-Фараби проводил теоретическое исследование музыкального искус-

отва, где обосновываются место и роль музыки в процессе воспитания ребенка. Исходя из гуманитарной природы музыки, он отмечал в ней три особенности: "услаждающая музыка", "образная музыка", "эмоциональная музыка". Предложенная аль-Фараби классификация условна, но основная ее цель состоит в том, чтобы показать, как ребенок постепенно от простого "слушания" приходит к "образному мышлению", а от него к "сопереживанию". Применение музыки аль-Фараби использует для обучения эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира ребенком. Подобно тому как в • музыке каждая нота подводит к созданию песни, так и в воспитательном процессе - каждый отдельный человек участвует в создании коллектива. Музыка, по мнению аль-Фараби, учит понимать добрые, благочестивые дела,объединяет людей. Детям нельзя слушать агрессивную, жестокую музыку, поскольку такая музыка не может не формировать у них отрицательных качеств.

Поднимая вопрос о гармонической развитии личности, аяь-Фа-рабн не оставлял без внимания и развитие поэтического восприятия мира. Изучение и создание поэтических произведений аль-Фараби рекомендовал для формирования правильного произношения. Он обращал внимание на то, что при обучении детей следует тренировать их память путем повторения стихов, которые помимо памяти обогащают воображение учеников. Связывая теорию поэзии с логикой мыслитель основной упор в своих выводах делал на логическом изложении поэтической иысли, а художественную сторону поэтики ставил в один ряд с софистикой. В этом заключалось одно из многих противоречий ученого в вопросе познаваемости мира, которое обусловлено социально-политической жизнью Арабского халифата. Поэзия в эту эпоху была лииь средством для того, чтобы достичь известности, стать богатым и заслужить благосклонность халифа. По мнению же аль-Фараби, поэзия должна отражать действительность, социальные и политические противоречия в обществе.

В трактате "Классификация наук" аль-Фараби проводил связь между поэзией и кивописьв, которуп он видел в воздействии на чур-ства и ощущения людей. Помимо теоретических размышлений он давал практические рекомендации для обучения рисованию. Он предлагал, например, учить ребенка рисовать известное ему предметы с тем, чтобы выработать навыки рисования, что, ь своп очередь, поможет развить фантазию ученика. Воспитатель или учитель, обучающий рисовании, должен следить, чтобы выбранные им или предложенные учо-

пиками натурные объекты отвечали одновременно как эстетическим, так и педагогическим требованиям, были легко доступны для понимания и восприятия учениками. Учитель долиен поощрять свободный художественны!! выбор учеников и стремление к созданию нового. Все это, по мнению аль-Фараби, должно стимулировать творческую к изобразительную деятельность учеников*.

Изучение трактатов аль-5араби, в которых излагаются вопросы эстетического осмысления мира, позволяет сделать вывод, что теория мыслителя о роли искусства в воспитании личности основывается на его учении о трех составных элементах - растительном, животном и интеллектуально!!. Целью воспитания является развитие лут ребенка, где основными компонентами становятся воля и мышление, а природа помогает объединить их в одно целое. Только при таком подходе, по мнению аль-'£араби, можно достигнуть гармонического развития личности, превращения ее в добродетельного здравомыслящего человека.

Практические рекомендации аль-$араби основаны на применении метода "положительного примера". Использование этого метода воспитания, как считает аль-Фараби, 'даст нужный реэульта! только в том случае, если он подтверждается моральными качествами самого воспитателя.

В вопросах нравственного и эстетического воспитания аль-1а-раби основное внимание уделял роли учителя в формировании мировоззрения учеников. По мнению аль-Фараби, человек после своего рождения наделен только врожденными предрасположенностями, которые можно легко развить, воспитать и направить в нужное русло. ?то зависит, в первую очередь, от идеального справедливого правителя и мудрого учителя, обладающего целеустремленностью, трудолюбием, запасом знаний и культуры, хорошей подготовленностью, практическими навыками. Учитель может правильно ориентировать подрастающее поколение на знание законов общества и жизни, объясняя молодежи,- что силой воли, настойчивостью и знаниями человек может преодолеть невзгоды и достичь желаемого результата.

Известно, что в исламском воспитании учитель занимал особое место в жизни общества. От учителя требовалось хорошее знание ■ арабского языка, совершенство в чтении, написании и толковании

*Аль-$араби. Выражения, употребляемые в логике / Ыухсия "ахди. - Бейрут: Дар аль-машрек, 1568. - С. 85 (на араб. яз.).

ворана, уценив писать, знание исламского законодательства.

Однако, по мнения аль-Фарабй, только этих качеств учителю недостаточно. Он утверждал, что общественное положение учителя :доляно определяться и его профессиональным уровнем. Круг задач и обязанностей учителя значительно шире, чем в традиционном исламском воспитании. Учитель должен знать основы педагогики,объяснять и растолковывать поэтические и музыкальные произведения. Но главной задачей учителя является воспитание подрастающего поколения и привитие ученикам уважения к моральным ценностям. Все это должно опираться не на беспрекословное подчинение воле Аллаха, а на воспитание разума, Нравственности, умений и воли. Поэтому для успешного выполнения своих обязанностей учитель должен обладать педагогическим талантом, интеллектом и самыми различными дарованиями.

Резко бичует мыслитель тех учителей, которые, не испытывая добрых чувств к детям, занимаются их обучением, руководствуясь лишь единственным стремлением нажиться на этой профессии. Такого учителя "общество должно гнать из рядов почитаемых людей", не допускать их к детям1.

Учитель должен заботиться об учениках, подобно их родителям, быть к ним снисходительным, умело направлять их обучение. Ученики обязаны уважать и почитать своих наставников, избегать критических ситуаций в общении с ними. Правила, предложенные аль-Фа-раби, утверждали социальную значимость обучения и воспитания, основанных на взаимном уважении учителей и учеников. Эти правила били прогрессивными для своего времени. . •

В трактатах "О взглядах жителей добродетельного города", "классификация наук", "Гражданская политика" аль-£араби затрагивал вопросы психологии в отношениях учителя с учениками. Он считал необходимым изучение предрасположенностей учеников и их характеров для того, чтобы обучение было не напрасным. Учитель сво-мни поступками, своими мыслями управляет душами своих учеников.

Обучение может быть качественным, если принимаются во внимание психологические свойства учеников и их интеллектуальные предрасположенности. Все это, по мнению мыслителя, помогает учителю ориентировать учеников на выбор профессии, которая соответ-

т

Аль-$араби. Классификация наук / Подготовил Осман Амин. -Каир: Дар аль-фикер аль араби, 194 . - 0. 37 (на араб. яз.).

ствует данному складу ума и задаткам ребенка.

Образованный учитель - основное звено учебно-воспитательного процесса. Получить должное образование учитель может только при условии специальной подготовки. Пониманий возникновения и познания мира позволит учителю, воспитателю овладеть нужными знаниями, проникнуть в душу ребенка и выработать способы и приему, позволяющие осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения.

Аль-Фараби соотносил функции учителя с функциями мудрого правителя государства, города, т.к. на учителе лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения, от которого зависит благополучие общества.

Анализ трактатов аль-Фараби позволил выявить и слабые стороны его теории о роли воспитания, о роли учителя в развитии общества. Наличие невежественных городов, государств аль-Фараби обусловливал двумя причинами: отсутствием истинного образованного учителя и отсутствием мудрецов, ученых, философов. Такое объяснение общественного развития было свидетельством утопизма философа, недопонимания им законов общественного развития.

Соотнесение функций учителя и правителя города указывает на ту важную роль, которая отводится учителю в педагогических идеях аль-Фараби.

Примечательно, что в отличие от существовавшей практики, основным характерным положением педагогических идей аль-Фараби был отказ от всех видов физического наказания. Мыслитель предлагал не наказывать, а поощрять и вознаграждать детей. Методами исправления ребенка, по мнению аль-Фараби, могут быть нравоучительные беседы и методы убеждения.

Аль-Фараби не ограничивался перечислением положительных качеств, которыми должен обладать учитель. Философ предлагал методические рекомендации, используя которые учитель может формировать положительные качества своих учеников. Аль-Фараби предлагал два основных метода обучения: метод прослушивания и метод объяснения и толкования. Основой метода прослушивания является устное объяснение. Этот метол лучше использовать, по мнению аль-Фараби, в начальной школе, на начальном этапе обучения. Метод объяснения и толкования требует более подготовленной аудитории и способствует активному взаимодействию учителя с учеником во время занятий, позволяет ученикам задавать вопросы, уточнять недос-

таючно понятные моменты урока. Этот метод предпочтительнее использовать в школах среднего и старшего звена.

Таким образом, предложенная аль-Фараби система обучения, иетоды обучения позволяли активизировать творческую и познавательную деятельность учеников, способствовали развитию логического мышления и осмыслению полученной ими информации. Такой подход был значительно более прогрессивным в сравнении со школьной Практикой Арабского халифата.

Независимо от методов обучения, по мнению аль-Фараби, существуют общие правила, которые учреля должны соблюдать, чтобы обеспечить эффективность учебного' процесса: следование от простого к сложному, изучение и учет индивидуальных возможностей учеников в зависимости от вида изучаемого предмета и его объема, последовательность и повторение пройденного, систематичность усвоения знаний, доброжелательность и убежденность в процессе объяснения, отсутствие излишней строгости. Эти мысли аль-Фараби сохраняют свою актуальное^ вплоть до наших дней.

Особое внимание уделял аль^$араби сознательному отношению ребенка к обучению. В связи с этим он предлагал использовать разумный метод принуждения и метод поощрения.

Изучение и анализ трактатов аль-Фараби показывают, что мыслитель рассмотрел все стороны учебного процесса: деятельность учителя, последовательность обучения, методы обучения, обязанности ученика и учителя. Он.псдшшал вопросы, связанные с личности ученика как активного, а не пассивного участника учебного процесса, четко определил круг его обязанностей и нормы поведения обучаемого.

В.заключении формулируются основные выводи исследования. В своей педагогической концепции аль-Фараби выразил возросшие требования к уровню образования народа в условиях расцвета Арабского халифата.

Позитивный вклад аль-Фараби в учение о воспитании заключается в том, что он учитывал психолого-педагогические особенности и индивидуальные качества.каждого ребенка, и в этом было основное отличие от догматического подхода к личности в исламе. Предложенная образовательно-воспитательная система активизирует деятельность учеников, позволяет выявить..,индивидуальные способности каждого. ' ' •

Воспитательно-образовательная система аль-?граби Сила основана ка вгхне^кг приемах н способах шетлення (ккдукцкя, дедукция, синтез, анализ, конкретизация я обобцевг.е к т.д.). Лспогь-зозаяке методов ?, прге!гов (метод "положительного призера", поощрение за новаторскую работу, нетсд объяснения и белкования и др.) показывает своеобразный подход к воспитание и образование подраставшего поколения, который во многой перекликается с современный подходом к воспитании и образование молодежи.

Педагогические идеи яль-5зрайп оказали большее влияние на псследуЕТ.'.х ^целителей Востока г. Запада. Таг,, в трудах Г.Сн С;;на, 2бн Еаадгк, 7бя Тубейля, Р.Бэкона, А.Хаяте, Т.Хампанеллн и др., пв9?г?эт?ае?гя глпягг? гдея гль-§т.ргби с сузяосгг вослктзеея для созидательного прогресса, о трудовом, этическом и эстетическом воспитании.

Автореферат разрешен к печати спецсогетом по рекомендации лаборатории истории сколы и педагогики за.рубежом 1ПГ?! теоргк к гетерпп педагогии АЛЕ СССР.

РОТАПРИНТ НИИТКП АПН СССР 12227 В, МОаСВА.ПЛормгив, ¡¡Л

Ззиэ И Ткре« АСС

Поделиться с друзьями: