• Твердовская Тамара Игоревна
  • 2003
  • 22

Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 17.00.02 — Музыкальное искусство
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Кульминация фортепианного творчества
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Преломление тактовой организации временного развертывания в творчестве Дебюсси
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Бетховен и его вклад в фортепианную культуру
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Комплексный структурно-содержательный анализ произведений Юн
  • Критическая и преподавательская деятельность Юн Исана
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Твердовская Тамара Игоревна, 2003, 17.00.02 — Музыкальное искусство

Феномен творчества Клода Дебюсси привлекает внимание исследователей на протяжении почти века. Дебюсси открыл новые музыкальные горизонты практически в каждом жанре, к какому бы ни обратился. И все же, по-видимому, в фортепианной музыке его творческий дар проявил себя с особой изысканностью, изяществом и свободой. Задумываясь над дебюс-систским пониманием качества музыкального звука, Гарри Хальбрейх предлагает следующий ответ на вопрос о жанровых предпочтениях композитора: «... очевидно, что Дебюсси, первый западный композитор, сочиняющий музыку с помощью звуков более, чем с помощью нот (курс. мой. -Т. Т.), наиболее полно и совершенно реализует свою мечту с помощью инструмента, на котором он сам производит эти звуки - фортепиано. <...> Не уходит ли Дебюсси намного дальше в новаторстве или в индивидуальной глубине именно в фортепианных произведениях?»1.

Из обзора музыковедческой литературы - как общих работ (монографии Л. Валла, Э. Локспайзера, Ю. А. Кремлева), так и специальных исследований фортепианной музыки Дебюсси (работы А. Корто, М. Лонг, Ф. Жерве, Фр. Дэйвза, А. Д. Алексеева, Л. Е. Гаккеля и др.) - становится очевидным, что проблематика фортепианного творчества Дебюсси далеко не исчерпана.

Научная новизна работы. В настоящей диссертации выдвигается научная гипотеза о прелюдии как сквозном жанре, пронизывающем фортепианное творчество композитора. Основной задачей исследования является попытка рассмотреть «жизнь» прелюдии в фортепианном стиле Дебюсси. В диссертации вводится понятие прелюдийного инварианта - специфи-

1 Lockspeiser, Edward. Debussy, sa vie et sa pensée / Trad, de l'anglais par Léo Dilé; Suivi de l'analyse de l'œuvre par Налу Halbreich. - Paris: Fayard, 1980. P. 548.

И)С. H»li НД.ЦЬНАЯ f"'-' 'ЗЬНА > i>r

ческого комплекса приемов выразительности, новаторски преломленного композитором. Автор диссертации показывает, что прелюдийный инвариант не только является атрибутом собственно прелюдии, но и присутствует в подавляющем большинстве других фортепианных пьес Дебюсси, а также -ив иных жанрах его творчества. Качество прелюдийности в какой-то степени может служить доказательством «фортепианной окраски» музыкального мышления композитора (известно, что Дебюсси сочинял преимущественно за роялем, много импровизировал). Тем не менее, в диссертации действие гипотезы о «прелюдийном инварианте» ограничено областью собственно фортепианного творчества2.

Кроме прелюдийного инварианта, к ключевым понятиям, которыми оперирует автор диссертации, относятся: арабеска - фигуративная линия, приобретающая у Дебюсси мелодический смысл, специфический метод мотявного развития Данный метод приводит к неповторимой логике формообразования и порождает новый ладово-гармонический и фактурный фовизм.

Метод исследования. Автор диссертации стремится сочетать музыкально-аналитический и культурно-исторический подходы к проблеме. Для решения проблем, выдвигаемых фортепианным творчеством Дебюсси, представляется необходимым, включив исследуемое явление в исторический контекст, проследить как все музыкальные, так и внемучыкальные связи, обнаружить более или менее глубоко скрытые, порой - зашифрованные прообразы и аналогии. Поэтому качество прелюдийности рассматривается в неразрывной взаимосвязи с эстетическими ориентирами компо-

2 В порядке исключения формообразующая функция "прелюдийного инварианта" рассматривается и на примере оркестрового сочинения - Прелюдии к "Послеполуденному отдыху фавна".

зитора и - шире - с художественными идеалами и устремлениями эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков.

Теоретическая и практическая ценность работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при освещении общих проблем творчества Дебюсси, фортепианной музыки XX века, а также в курсах истории музыки и истории фортепианного искусства в музыкальных вузах. Исследование фортепианного творчества Дебюсси в избранном ракурсе может представлять интерес для музыкантов-исполнителей.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на кафедре истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения; она также включает Приложения и нотные примеры.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования.

Многочисленные находки Дебюсси преломились в стиле Стравинского, Бартока, Мийо, Мессиана, Прокофьева... Каждому из композиторов слышалось в музыке Дебюсси «что-то свое». Бесспорно, однако, что проекцию в будущее получили прежде всего следующие аспекты стиля фран-

16 Подобно вальсам Чайковского, Равеля, Прокофьева..

17 Находка Дебюсси, впервые апробированная в «Golliwogg's Cake-Walk» из «Детского уголка».

дузского мастера: мотивная техника, прелюдийность как способ развития и сюитность как принцип циклизации. Цикл 24 Прелюдий, подготовленный предшествующими сериями пьес Дебюсси, знаменует собой возрожденный «образ» фортепианной сюиты.

Дебюсси всегда оставался ревностным служителем фортепианного искусства. Его музыке в высшей степени свойственно качество кинестезии - неотделимости слухового представления от двигательного, тактильного, специфически инструментального ощущения. В творчестве Клода Французского комплекс ощущений, неразрывно связанных между собой, обогащается комплексом ассоциаций. Происходит беспрецедентный синтез -желанное для эстетики символизма «соответствие», «алхимическая реакция», порождающая всеобъемлющую энергию художественного воздействия. Дебюсси пишет для фортепиано (pour le Piano!), исходя из специфических ресурсов фортепиано - самодостаточного инструмента, которому подвластны и тонкий лиризм, и красочная живописность.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Image - прелюдия - арабеска // Музыкальная культурология: на пересечении парадигм: Сборник статей молодых ученых. - Петрозаводск, 2003 (Серия VMusicologica incognita"\. Вып. 3). С. 7685.

2. Прелюдии Клода Дебюсси: Очерк. - СПб: Издательство «Композитор-Санкт-Петербург», 2003. 3 п. л.

Лицензия ЛР №020593 от 07.08.97.

Поделиться с друзьями: