• Кис Светлана Васильевна
  • 2008
  • 23

Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.05 — Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Звуки высокие и низкие
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Знаки альтерации (урок первый)
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Знаки альтерации (урок второй)
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Ноты на добавочных линейках
  • Дополнительные образовательные программы в системе общего образования детей
  • Физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия в учреждениях дополнительного образования детей
  • Особенности использования средств спортивной аэробики
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Кис Светлана Васильевна, 2008, 13.00.05 — Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Актуальность исследования. В области музыкальной педагогики сделано немало для создания условий, способствующих развитию инновационных форм обучения и, что особенно важно, это направленность педагогики на реализацию потенциала обучения.

В России теория и методика дошкольного музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов занималась вопросами раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства через обучение инструментальному исполнительству (игре на фортепиано и других музыкальных инструментах).

Системы, концепции, методики музыкального воспитания и обучения детей музыке разрабатывали в свое время такие ученые, как Л.А. Баренбойм, H.A. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина, А.Н. Ландо, А.Н. Леонтьев, Г.С. Ригина, С.П. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые представители музыкальной педагогики, ученые-теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

Уже в первой половине XIX века педагогами сферы частного образования разрабатывались рекомендации и программы обязательного обучения детей музыке с б лет. В течение всего XX столетия российская теория дошкольного музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли. В практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля, в том числе и в системе дополнительного образования, особое место занимает фольклор. В современной педагогике фольклор предстает как непреходящая ценность многовековой культуры России. Детский фольклор как специфическая область устного художественного творчества имеет, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Детский фольклор является частью народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Народная педагогика - древнее, сложное, развивающееся, не теряющее своей актуальности и в наше время явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и отразил тенденции нашего времени.

В последние годы преобразования, происходящие в обществе, затронули и систему дополнительного образования. Это объясняется тем, что развитие общества, изменения в науке, искусстве, а наряду с ними и глобальные процессы переоценки ценностей привели к увеличению числа детей, обучающихся в детских музыкальных школах и школах искусств с более раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Музыкальное воспитание, особенно обучение

игре на фортепиано в дошкольный период,' способствует позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению.

Анализ современной теории и практики музыкального образования в условиях дополнительного образования показал, что проблема развития музыкального чувства ритма ученика является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Следовательно, возникает необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией музыкального развития, в частности, музыкального чувства ритма, в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Использование метода логоритмики, основанного на элементах детского фольклора - пальчиковых играх, как показал теоретический анализ и обобщение практики, на наш взгляд, является одним из способов решения данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития музыкального чувства ритма у детей всегда была актуальной в трудах следующих философов, психологов, педагогов: Б.В. Асафьев, А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, В.А. Жилин, А.Н. Зимина, Е.В. Назайкинский, A.A. Николаев, К. Орф, Н. Соколова, Ш. Сузуки, И.Э. Сафарова, К.В. Тарасова, Е.М. Тимакин, Б.М. Теплов и др.

Способы развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста освещались И.Г. Галянт, Д.К. Кирнарской, К. Орфом, В.Г. Ражниковым, И.Э. Сафаровой и др. Проблемам и перспективам дополнительного образования, связанным со стандартизацией программ, с вопросами подготовки и переподготовки специалистов, посвящены работы В.М. Басовой, О.С. Коршуновой, P.A. Литвак, С.Г. Степанец, О.И. Фришман и др.

Обобщив различные аспекты изучаемой проблемы, мы пришли к выводу о том, что развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования изучено недостаточно пристально, а именно: мало исследований, посвященных развитию музыкально-эстетического профиля в условиях дополнительного образования; не выявлены и не обоснованы условия, способствующие развитию музыкального чувства ритма у детей с помощью метода логоритмики на основе детского фольклора.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

- возросшей потребностью в развитии музыкального чувства ритма у детей, обладающих высокой степенью восприятия речевых действий, и недостаточной разработанностью обоснованного подхода к решению данной проблемы;

- имеющимися исследованиями по вопросам развития музыкального чувства ритма у детей и недостаточным обоснованием педагогических условий успешности данного процесса в учреждениях дополнительного образования;

- потенциальными возможностями детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные подходы в музыкальном образовании.

Этим объясняется актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании использования метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском фольклоре - пальчиковых играх.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы исследования мы вносим ограничения — это развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора - пальчиковых играх на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выявленная проблема определила тему исследования: «Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования».

Цель диссертационного исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность применения метода логоритмики на основе детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: социально-культурная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики на основе детского фольклора.

Гипотеза исследования: педагогическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования на основе применения метода логоритмики будет проходить успешно, если:

- в качестве методологической основы решения проблемы используются подходы: культурологический (при раскрытии структуры сущности музыкального чувства ритма у детей); компетентностный (при обосновании педагогических условий успешности развития музыкального чувства ритма у детей); лич-ностно-ориентированный (при обосновании значения детского фольклора, а именно пальчиковых игр у начинающего пианиста).

- разработан метод логоритмики на основе детского фольклора, включающего пальчиковые игры, который мы рассматриваем как совокупность ки-несических и речевых действий, мышления, восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и пальцев.

- успешность развития музыкального чувства ритма у детей будет определяться комплексом педагогических условий, включающих в себя: сформированную профессиональную компетентность преподавателей по классу фортепиано, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей; разработку и внедрение авторской программы по развитию музы-

кального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, уточнить признаки понятий: «развитие музыкального чувства ритма» и «метод логоритмики на основе детского фольклора».

2. Разработать способы, приемы реализации метода логоритмики на основе детского фольклора в формировании музыкального чувства ритма у детей в процессе обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного образования.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

4. Разработать научно-методическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора в учреждениях дополнительного образования. Методологической и теоретической основой исследования являются

положения о социальной обусловленности и общественной сущности личности, целенаправленности, сознательном характере деятельности, о проявлении профессиональной компетентности в социально-культурной деятельности. В исследовании мы опирались на следующие подходы:

- фундаментальные положения гуманистического подхода в работе с детьми (Ш.А. Амонашвили, Дж. Браун, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, и др.);

- теории и концепции развития личности (В.А. Беликов, JI.B. Выготский, М.Е. Дуранов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

- основные положения культурологического подхода, как принципа развития музыкального чувства ритма у детей (Л.П. Буева, С.Д. Давыдов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Л.Н. Коган и др.);

- основные идеи компетентностного подхода (А.Л. Андреев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, A.B. Хуторской и др.);

- основные положения личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бонда-ревская, A.B. Кирьякова, М.В. Кларин, И.О. Котлярова и др.). Нормативно-правовой базой исследования явились Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная программа модернизации образования до 2010 г.; неотъемлемой составляющей теоретико-методологической основой данного исследования являются педагогические концепции фортепианной педагогики, разработанные такими педагогами и учеными", как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнеси-на, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы: - теоретический: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, программных документов учреждений дополнительного образования;

- сравнительно-сопоставимый метод: систематизация, прогнозирование;

- эмпирический: изучение, обобщение практического опыта музыкально-эстетического образования в учреждениях дополнительного образования, наблюдение, сбор материала, его анализ, классификация, беседы, анкетирование, анализ продуктов музыкально-исполнительской деятельности детей, контрольные и открытые уроки;

- констатирующий и формирующий эксперимент, содержание и интерпретация результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных его задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, свидетельствующих об эффективности предложенного комплекса педагогических условий по развитию музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2005 г. - 2006 г.), поисковом, выявлялось состояние проблемы развития музыкального чувства ритма детей дошкольного и младшего школьного возраста в научной литературе и педагогической практике; определялись исходные позиции исследования, его понятийный аппарат; выявлялись возможности метода логоритмики на основе детского фольклора для решения проблемы исследования. Полученные данные позволили выдвинуть рабочую гипотезу и наметить программу опытно-экспериментальной работы. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного опыта.

На втором этапе (2006 г. - 2007 г.), опытно-экспериментальном, осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На этом этапе разрабатывался комплекс педагогических условий, методика развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора. Изучался качественный рост уровня развития музыкального ритма у детей, внедрялась авторская педагогическая программа, применялись учебные пособия по обучению игре на фортепиано, по развитию музыкальных способностей детей посредством метода логоритмики на основе детского фольклора.

На третьем этапе (2007 г. - 2008 г.), обобщающем, обрабатывались, систематизировались и уточнялись теоретические положения, происходила апробация полученных выводов и оформление диссертационного исследования. По теме исследования имеются 14 публикаций и издано 3 учебно-методических пособия.

База исследования. Исследование осуществлялось в детской музыкальной школе № 4 г. Челябинска; основной специализированной музыкальной школе Л" 21 г. Рудного, детской музыкальной школе г. Лисаковска, сельской детской музыкальной школе с. Тарановское (Республика Казахстан). Всего в эксперименте приняло участие 54 учащихся и 22 преподавателя.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) на уровне уточнения выявлены сущностные характеристики понятия «развитие музыкального чувства ритма» как способность активно переживать (отражать в движении) и, вследствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения;

2) на уровне дополнения раскрыто содержание понятия «метод логорит-мики на основе детского фольклора» как совокупность кинесических и речевых действий, мышления и восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и пальцев;

3) на уровне преобразования обосновано педагогическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством применения метода логоритмики на основе детского фольклора. В него входит сформированная профессиональная компетентность преподавателей по классу фортепиано в учреждениях дополнительного образования, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма у начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей; разработка и внедрение авторской программы по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- обоснована продуктивность решения проблемы развития музыкального чувства ритма в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора с позиций культурологического, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, что открывает возможность дальнейшего развития теории музыкальной педагогики в области музыкального воспитания и обучения детей;

- расширено терминологическое поле проблемы за счет уточнения понятий («развитие музыкального чувства ритма», «метод логоритмики на основе детского фольклора» и его составляющей части - пальчиковых игр); уточнены принципы развития музыкального чувства ритма у детей (принцип систематического и последовательного обучения, принцип сознательного усвоения знаний, принцип прочного усвоения знаний, принцип наглядности обучения, принцип индивидуального подхода, принцип активности, принцип здоровьес-бережения), что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

1. методика реализации педагогических условий, расширяющая индивидуальную базу знаний и умений по развитию музыкального чувства ритма у детей и актуализирующее поле личностного смысла развития профессиональной компетентности но использованию метода логоритмики на основе детского фольклора;

2. авторская программа «Учение с увлечением», пособия «Первые шаги юного пианиста», «Уроки феи-Сольфеи», включающие в себя практические занятия, задания, упражнения;

3. оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определить эффективность развития музыкального чувства ритма посредством метода логорнтмики на основе детского фольклора у детей, включающего критерии, показатели, диагностические материалы, методы математической статистики.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут найти применение при организации процесса обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода лого-ритмики на основе детского фольклора как в учреждениях дополнительного образования, так и муниципальных образовательных учреждениях дошкольного воспитания, центрах детского творчества и др., а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, разнообразием диагностических методов адекватных его задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, свидетельствующих об эффективности предложенного комплекса педагогических условий по развитию музыкального чувства ритма у детей посредством метода ло-горитмики на основе детского фольклора.

На защиту выносятся:

1. Развитие музыкального чувства ритма детей в учреждениях дополнительного образования представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на развитие музыкального чувства ритма детей, в процессе которых происходит развитие и закрепление музыкально-ритмических способностей, формирование исполнительских навыков, постановка пианистического аппарата.

2. Комплекс педагогических условий развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора в учреждениях дополнительного образования включает в себя сформированную профессиональную компетентность преподавателей по классу фортепиано, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма у начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентироваЕШОГО взаимодействия педагогов и детей; разработку и внедрение авторской программы по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора.

3. Научно-методическое обеспечение развития музыкального чувства ритма у детей на основе метода логоритмики, включающее совокупность организационно-содержательных компонентов: методы, приемы развития кинеси-ческих и речевых действий, мышления и восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и

пальцев; разработанную авторскую педагогическую программу «Учение с увлечением» и авторские учебно-методические пособия «Первые шаги юного пианиста», «Уроки феи-Сольфеи», что позволяет эффективно развивать музыкальное чувство ритма. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждены и были признаны актуальными:

а) на международных конференциях «Современные аспекты высшего профессионального образования (г. Шадринск, 2007 г.), «Молодежь в науке и культуре XXI века» (г. Челябинск 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), «Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее» (г. Челябинск 2008 г.);

б) на всероссийской конференции «Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации»

(г. Тамбов 2008 г.);

в) на вузовских конференциях «Культура, искусство, образование» (г. Челябинск 2006, 2007, 2008 гг.);

г) на учебно-методических семинарах «Традиционная культура и музыкальное воспитание в русских школах» (г. Турин, Италия 2007 г.) «Формы и методы работы в детских музыкальных школах» (г. Лисаковск, Республика Казахстан 2007 г.) «Особенности систематизации педагогического процесса в индивидуальном исполнительском классе учреждений дополнительного образования» (г. Костанай, Республика Казахстан 2007 г.);

д) на международном конкурсе «Учитель и ученик» (г. Москва, 2005 г.), международном конкурсе пианистов (г. Алма-Ата, Казахстан 2005 г.), всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее» (г. Обнинск 2008 г.), республиканском конкурсе пианистов «Юный музыкант» (г. Караганда, Казахстан 2007 г.), областном конкурсе «Юный музыкант» (г. Костанай, Казахстан 2007 г.);

е) в публикациях комплекса методических материалов, связанных с формированием музыкальных способностей и обучению игре на фортепиано детей в учреждениях дополнительного образования «Первые шаги юного пианиста» (г. Челябинск 2006 г.), «Уроки феи-Сольфеи» (г. Челябинск 2008 г.), программа «Учение с увлечением» (г. Челябинск 2008 г.).

Всего по теме диссертации опубликовано 17 работ.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАКМОиН РФ:

1. Кис, C.B. Особенности начального периода обучения игре на фортепиано / C.B. Кис // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - Кострома, 2007. -№1. - С. 52 - 57.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:

2. Кис, C.B. Декламационный метод обучения в практике работы с младшими школьниками / C.B. Кис // Вестник института культуры детства / ЧГАКИ. - Челябинск, 2006. - Вып. 5. - С. 121 - 128.

3. Кис, C.B. О связи речевой и музыкальной интонации / C.B. Кис // Материалы XXVII научно - практической конференции профессорско - преподавательского состава / ЧГАКИ. - Челябинск, 2006. - С. 138 - 141.

4. Кис, C.B. Влияние музыкальной деятельности на развитие интеллекта у детей / C.B. Кис // Материалы пятой Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей / ЧГАКИ. - Челябинск, 2006.-С. 222-227.

5. Кис, C.B. Роль психологического фактора в создании индивидуальной интерпретации / C.B. Кис // Материалы пятой Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей. ЧГАКИ, - Челябинск, 2006. - С. 137 - 140.

6. Кис, C.B. Виды и способы развития музыкальной памяти на начальном этапе обучения в классе фортепиано / C.B. Кис // Материалы четвертой межрегиональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - С. 217 - 220.

7. Кис, C.B. Начальное музыкальное образование / C.B. Кис // Вестник Института культуры детства / ЧГАКИ. - Челябинск, 2006. - Вып. 6 - С. 45 -48.

8. Кис, C.B. Формирование музыкального мышления как необходимое условие развития музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / C.B. Кис // Вестник Института культуры детства / ЧГАКИ. - Челябинск, 2007. - Вып. 8. - С. 74 - 79.

9. Кис, C.B. Применение пальчиковых игр в организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано / C.B. Кис // Материалы шестой Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей / ЧГАКИ. - Челябинск, 2007. - С. 110 -113.

10.Кис, C.B. Принципы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классе фортепиано / C.B. Кис // Современные аспекты высшего профессионального образования: материалы международной теоретико-практической научной конференции - май, 2007 г. - Шад-ринск, 2007.-С. 105-110.

11.Кис, C.B. Профессионально-педагогическая компетентность и формирование специалиста музыкально-педагогической деятельности / C.B. Кис //Социально-культурные проблемы подготовки специалиста в вузе: межвуз.сб.науч.ст./ ЧГАКИ. - Челябинск, 2007. - Вып.2. - С. 168 - 175.

12.Кис, C.B. К вопросу развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами метода лого-

ритмики / C.B. Кис // Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации: мат-лы всерос. науч.-практ.конф. / отв. ред В.Д. Мамонтов. - Тамбов, 2008. - С. 117 -119.

13.Кис, C.B. Пальчиковые игры в педагогической практике обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста / C.B. Кис //IV Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее»: материалы междунар. научн. конф. в 2 ч./ ЧГАКИ ред. проф. Н.Г. Апухтина. - Челябинск, 2008. - 4.2. - С. 256 - 261.

14.Кис, C.B. Анализ основных систем ритмического воспитания и особенности применения метода логоритмики на основе детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей в процессе обучения игре на фортепиано / C.B. Кис // Молодежь в науке а культуре XXI века: сб. международ, науч. - творч. форума / ЧГАКИ - Челябинск, 2008. - С. 67 — 72.

Программы, учебные пособия:

15. Кис, C.B. Учение с увлечением: авторская программа обучения игре на фортепиано с использованием метода логоритмики / C.B. Кис. - Челябинск: ЧГАКИ. 2008. - 12 с.

16.Кис, C.B. Первые шаги юного пианиста: учебное пособие / C.B. Кис. — Челябинск: ЧГАКИ. 2006. - 142 с.

17.Кис, C.B. Уроки феи-Сольфеи: учебно-методическое пособие / C.B. Кис. - Челябинск: ЧГАКИ. 2008. -90 с.

Научное издание

КИС СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Поделиться с друзьями: