• Дмитриева Татьяна Александровна
  • 2011
  • 24

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Сущность и структура развития музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики как педагогическая проблема
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Диагностика развития музыкальных способностей средствами музыкально-игровой деятельности на уроках ритмики
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Диагностика развития музыкальных способностей старших дошкольников
  • Психологическая специфика музыки как особой сферы деятельности
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Дмитриева Татьяна Александровна, 2011, 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Актуальность исследования. В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-псдагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Выявление теоретических основ развития музыкальных способностей, возможности и закономерности их формирования остается актуальной задачей и по сей день.

Проблема взаимосвязи музыки и движения была и остается в центре исследований специалистов разных областей знаний - музыкантов, педагогов, психологов, балетмейстеров и др. Владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития. Особое значение ритмика имеет для детей с задержкой или патологией в развитии, так как двигательные упражнения тренируют мозг, подвижность нервных процессов (данная точка зрения подтверждена исследованиями H.A. Бернштейна, И.С. Сеченова, В.М. Бехтерева, Э.Ж. Далькроза). Также доказано положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Ритмика как составная часть используется в кинезотерапии (терапия движением), в логопедии (логопедическая ритмика), изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость, способствуя общему оздоровлению организма. Это особенно важно, так как почти 90% детей, поступающих сегодня в школу, уже имеют те или иные отклонения в физическом и эмоциональном развитии.

Значение ритмики в развитии музыкальных способностей дошкольников и музыкального воспитания в целом огромно. В детской музыкальной школе ритмика входит в цикл музыкально-теоретических предметов и способствует развитию музыкальности и ритмичности детей, предусматривает знания из области теории музыки, первое ознакомление со средствами музыкальной выразительности. Особенностью данного предмета является то, что на ритмике эти цели достигаются в процессе занятий движением.

Ритмику в нашей стране преподают чаще всего хореографы или преподаватели других специальностей, часто смещая акценты в сторону танцев, балета, акробатики, ритм-театра, в следствии чего нарушается главный принцип и задачи, которые должен решать этот предмет. Занятия ритмикой предусматривают сообщение детям первоначальных знаний по музыкальной грамоте, ставят перед собой задачу воспитания у детей сознательного отношения к музыке. Для музыкальных школ особую важность представляет достижение именно этих целей, позволяющих облегчить детям путь к пониманию законов ритмического строения музыки.

Стройная система занятий ритмикой была создана знаменитым швейцарским музыкантом и педагогом Э.Ж.-Далькрозом уже более ста лет назад. Российские ритмисты С. Волконский, Н. Александрова, А. Гринер, Е. Румер, Г. Франио, А. Лифиц и Е. Конорова достойно продолжили идеи Э.Ж.-Далькроза. В настоящее время благодаря усилиям педагогов-подвижников И.В.

Заводиной, Л. А. Степановой, Г,К. Андроновой и других выдающихся наших ритмистов, а также их учеников, ритмика продолжает свое существование.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой (ритмика). Необходимо как можно раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме - музыкально-игровой деятельности.

Занимаясь музыкальным развитием ребенка, педагоги часто не задумываются о том, что наиболее успешное обучение и воспитание осуществляется в атмосфере увлеченности, которая рождается в игровых ситуациях. В игровой деятельности не только реализуются полученные знания, но и обнаруживается склонность к той или иной деятельности.

Многие педагоги и музыканты: A.B. Кенеман И.А. Ветлугина, А.Д. Артоболевская отмечали, что игра затрагивает все стороны личности ребенка, насыщена эмоциями, всегда требует активной деятельности, работы мысли и воображения.

Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей в системе дошкольного образования средствами игровой деятельности отечественная педагогическая наука всегда уделяла значительное внимание (Н.П. Аникеева, A.B. Кенеман, А.П. Усова, H.A. Ветлугина, A.B. Запорожец, Г.С. Ригина, Д.В. Менджерицкая)

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект развития музыкальных способностей.

Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены в работах Э. Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой.

Решение проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности на уроках ритмики окажет влияние на разработку системы методов, диагностику музыкальных способностей и развития музыкальности в целом, а также может повлиять на практику музыкального воспитания и образования.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы и сложившейся ситуации на практике позволили выявить противоречия между.

имеющимися научными данными об эффективности музыкального развития дошкольника в различных видах музыкальной деятельности и недостаточной разработанностью проблемы развития музыкальных способностей на уроках ритмики в ДМШ;

потребностью педагогов-практиков в развитии музыкальных способностей дошкольников и отсутствием научно-обоснованных разработок и действенных моделей развития музыкальных способностей на уроках ритмики;

потребностями педагогической теории в осмыслении значимости музыкально-игровой деятельности и недостаточной теоретико-

методологической разработанностью данного вопроса в образовательной практике ДМШ на уроках ритмики.

На основе обозначенных противоречий сформулирована научная проблема исследования, суть которой заключается в необходимости выявления и научно-методических разработок действенных моделей, методики, а также обоснования использования средств музыкально-игровой деятельности на уроках ритмики в дошкольной группе ДМШ.

Актуальность, теоретическая значимость, а также необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы нашего исследования "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики (на материалах работы ДМШ)"

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели развития музыкальных способностей средствами игровой деятельности детей дошкольной группы ДМШ на уроках ритмики.

Объект исследования - процесс развития музыкальных способностей детей дошкольной группы ДМШ на уроках ритмики.

Предмет исследования - целостная модель развития музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики в ДМШ.

Гипотеза: развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики будет наиболее продуктивным, если:

- будет разработана и интегрирована в образовательный процесс модель развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ДМШ на уроках ритмики;

- будет разработана методика преподавания ритмики в ДМШ для детей дошкольного возраста, включающую систему методов, этапов и приемов, а также применение средств музыкально-игровой деятельности, развивающих музыкальные способности дошкольников.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

1. Выявить сущность процесса развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, развивающихся на уроках ритмики.

2. Разработать и экспериментально апробировать модель развития музыкальных способностей детей дошкольной группы ДМШ на уроках ритмики средствами музыкально-игровой деятельности. Определить критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей дошкольников в ДМШ.

3. Разработать и апробировать методику преподавания ритмики для детей дошкольной группы ДМШ.

Методологической основой исследования явились: теория и методика преподавания ритмики (Э. Жак-Далькроз, Н.Г. Александрова, Н.С. Кизевальтер, М.А. Румер, Н.П. Збруева, Е.И. Гринер, Г.С. Франио, И.В. Лифиц, Е.В. Конорова, А.Е. Чибрикова-Луговская, И.С. Заводина, Л.А. Степанова, Г.К.

Андронова), основы возрастной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, P.C. Нсмова, Л.Ф. Обухова, А.С Белкин), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (II.A. Ветлугина, М.Л. Палавандишвили, М.И. Лерман, А.Н. Зимина, A.B. Кенеман, К.В. Тарасова,

0.П. Радынова, Т.А. Тютюнникова, А.И. Буренина), теория игры (Н.П. Аникеева, A.B. Кенеман, А.П. Усова, H.A. Ветлугина, A.B. Зимина, К.В. Тарасова, A.B. Запорожец, Г.С. Ригина, Д.В. Менджерицкая, И. Хейзинга, П.Ф. Лесгафт), теория развития способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетмап, В. Келлер, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, A.M. Матюшкин, С.М. Мальцев, К. Роджерс), исследования по музыковедению (Б.В. Асафьев, О.Т. Леонтьева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский, В.Т. Кудрявцев).

Для решения поставленных в исследовании задач нами использовался ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию музыкальных способностей дошкольников; практическое применение музыкально-игровой деятельности на уроках ритмики у дошкольников в ДМШ; педагогический эксперимент, анализ опытно-экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось: ГБОУ ДОД города Москвы «Детская музыкальная школа имени B.C. Калинникова». В исследовании приняли участие 96 детей дошкольных групп.

Исследование включало в себя три этапа:

На первом этапе (2005 - 2007 гг.) выявлялось состояние разработанности проблемы развития музыкальных способностей старших дошкольников на уроках ритмики в научной литературе и педагогической практике; определялись исходные позиции исследования, его понятийный аппарат, объект, предмет, цель, задачи; выдвигалась предполагаемая гипотеза.

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) проводилась экспериментальная проверка педагогических условий исследуемого процесса; определялись критерии, показатели и уровни сформированности музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики; разрабатывалась модель развития музыкальных способностей.

На третьем этапе (2008 - 2011 гг.), заключительном, анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись выводы, разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено значение уроков ритмики в дошкольной группе ДМШ в развитии музыкальных способностей, которые представляют собой совокупность структурных компонентов, ключевыми из которых являются музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку и двигательные навыки.

2. Разработана и апробирована модель развития музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики, которая включает в себя: цель, направленную на развитие у детей способности к осмысленному восприятию музыки через отражение ее в пластике движений; задачи, состоящие в умении отражать в движении развитие музыкального образа, развитии музыкальных способностей, освоению дошкольниками знаний из области теории музыки; педагогические условия по развитию музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики, предусматривающие применение разработанных принципов, средств, которые определяются музыкально-игровой деятельностью с учетом возрастных особенностей детей дошкольной группы ДМШ; критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей, а также диагностику музыкальных способностей детей дошкольного возраста в детской музыкальной школе с использованием музыкально-игровой деятельности; результат, направленный на повышение качества организации процесса развития музыкальных способностей дошкольников.

3. Разработана методика преподавания ритмики для дошкольной группы ДМШ, включающая методы, адаптированные к урокам ритмики, этапы (представления, реализации и совершенствования) и приемы (соответственные этапам и методам)

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и расширении представлений о сущности, основных направлениях и способах развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ДМШ, в выявлении взаимосвязи ведущих видов деятельности дошкольников. В обосновании содержания понятия «музыкально-игровая деятельность» как природосообразного свойства дошкольников и наиболее эффективного средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Выявленная структура и содержание обучения детей дошкольного возраста ритмике на основе разработанных подходов способствует решению задач теории и методики современного музыкального образования, в которых педагогически целенаправленно выделено использование музыкально-игровой деятельности, систематизирована группа педагогических условий, которая способствует профессиональному росту учащихся в процессе занятий ритмикой, формирует познавательный интерес обучающихся к занятиям музыкой. Разработанная модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста на уроках ритмики, предусматривающая использование методов, приемов, а также средств развития музыкальных способностей, педагогических условий, системы музыкальных игр, и критериев оценки уровня сформированное™ музыкальных способностей учащихся в классе ритмики, способствует уточнению ключевых позиций личностно-ориентированного подхода.

Практическая значимость осуществляется в том, что выявленные педагогические условия, средства, предложенная модель развития музыкальных способностей, а также методика преподавания ритмики для дошкольной группы ДМШ могут быть использованы преподавателями ритмики

в детских музыкальных школах, детских школах искусств, в учреждениях дополнительного образования, в практике дошкольных образовательных учреждений музыкальными работниками. Внедрение методических рекомендаций преподавателям по использованию музыкально-игровой деятельности как средства развития музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики будет способствовать повышению профессионального уровня преподавателей ритмики, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений и, следовательно, повышению качества и результативности их работы, а также профессиональной подготовке будущих педагогов-ритмистов, созданию обучающих программ по развитию музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: методологическим обоснованием теоретических положений; применением научно-педагогических методов, которые избраны в соответствии с содержанием исследования; подтверждении актуальности проблемы с учетом различных этапов опытно-экспериментальной работы; научно-обоснованным анализом полученных данных; участием автора в числе российских педагогов на практических конференциях, посвященных проблеме преподавания ритмики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Центральным звеном разработанного подхода является положение о том, что уроки ритмики являются значимыми в развитии: специальных музыкальных способностей, которые представляют совокупность структурных компонентов, включающих в себя музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальную память, музыкальную отзывчивость на музыку, двигательные навыки; общих способностей дошкольников; способствует разработке новых здоровьесбереганщих технологий.

2. Модель развития музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики, которая состоит из целевого, процессуально-деятелъностного и результативного блоков, где целевой блок представляет собой цель, направленную на формирование и развитие у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений, в рамках которого решаются задачи, обеспечивающие согласованность движения детей с характером и выразительными средствами музыки, развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, двигательные навыки), знания из области теории музыки; процессуально-деятелыюстный, включающий совокупность комплексов организационных форм на основе выявленных педагогических условий, состоящих: из принципа обучения в действии, принципа образности, принцип сходства и различия, принцип синкретизма музыки, движения и речи, принцип сотворчества, а также ведущих принципов музыкального воспитания, адаптированных к урокам ритмики: систематичности, постепенности и последовательности, повторности; применения музыкально-игровой деятельности, как средства развития музыкальных способностей

дошкольников с обязательным учетом возрастных особенностей детей дошкольной группы ДМШ, а также использование приемов, этапов и методов; результативный, интегрирующий критерии, показатели, диагностическую методику развития музыкальных способностей дошкольников на уроках ритмики.

3. Методика преподавания ритмики дошкольной группы ДМШ основывается на 3-х этапном конструкте:

1 этап — этап представления, в основе которого лежит метод, направленный на организационно-информационное обеспечение процесса восприятия и передачу информации о музыкальном произведении, средствах его музыкальной выразительности, подметодами являются предварительное прослушивание, сведения о музыкальном произведении, размышление о музыке, ее содержании, средствах музыкальной выразительности, применение наглядных художественных средств, выразительный показ, включает в себя следующие приемы, организацию восприятия, рассказ о музыке, ее образе, форме, средствах музыкальной выразительности, использование предметной наглядности, беседу рассказ, объяснение.

2 этап - этап реализации базируется на методе последовательного разучивания, а в качестве подкрепляющих подметодов используются показ преподавателем приемов исполнения, пояснения и указания детям, упражнения в усвоении навыков (индивидуальные, групповые), неоднократные повторения отдельных эпизодов и всего произведения, оценка выразительности исполнения преподавателем и самими детьми, игра, создание композиций; в качестве приемов - «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) с соответствующими пояснениями, «опережающий показ» (А.И. Буренина), показ подсказка преподавателем движений условными жестами, мимикой, словесные указания, показ самими детьми, беседа и оценка исполнения разучиваемого произведения, индивидуальный подход, групповой подход.

На 3 этапе - совершенствования реализуется метод, направленный на процесс самостоятельной интерпретации, а сопутствующими ему подметодами являются систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия, индивидуальный опрос в ходе разучивания, выборочная проверка усвоенных знаний и навыков, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления интерпретации их образов, заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения. Представленные метод и подметоды дополняются приемами: творческого самовыражения, интерпретации музыкального образа, сопричастности к музыке, самостоятельных пластических импровизаций детей без показа преподавателя, образного подачи материала.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе ГБОУ ДОД города Москвы «Детская музыкальная школа имени B.C. Калиникова», МОУ ДОД «Детская школа искусств города Лобня», ГОУ ДЦТ «Исток» города Москвы. Основные положения исследования публиковались в печати и докладывались на международных научно-практических конференциях («Ритмика. История и пути развития методики преподавания

ритмики в России. Памяти Е.В. Коноровой. Москва, 24-25 марта 2008 г.; «Ритмика. История и пути развития методики преподавания ритмики в Западной Европе и в России». Москва, 24-25 марта, 2009 г.). Материалы исследования использовались в проведении авторских семинаров по проблеме музыкального воспитания на уроках ритмики в УДО города Москвы и Московской области (ГБОУ ДОД г. Москвы «Детская музыкальная школа имени B.C. Калиникова», МОУ ДОД «Детская шкода искусств г. Лобня», а также на заседании кафедры пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 217 наименований. Основной текст изложен на 186 страницах машинописного текста.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Дмитриева Т.А. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе занятий ритмикой//Среднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. - М., 2010. - №6,- С. 4748 (0,1 п.л.)

2. Дмитриева Т.А. Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников//Среднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. - М., 2011. - №2. - С.12-14 (0,2 п.л.)

3. Дмитриева Т.А. Особенности работы с детьми дошкольного возраста в Детской музыкальной школе//Срсднее профессиональное образование: региональный теоретический и научно-методический журнал. - М., 2011. -№3.-С.68-70 (0,2 п.л.)

4. Дмитриева Т.А. Подготовка к обучению в ДМШ в процессе музыкально-игровой деятельности//Музыка и этика. Сб. материалов научно-практической конференции. -М.: МГПУ, 2008. - С. 146-149 (0,3 п.л.)

5. Дмитриева Т.А. Развитие у детей ритмичности как эстетического качества личности/Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. М.: - МГПУ, 2009. - С.64-66 (0,2 п.л.)

6. Дмитриева Т.А. Ритм как эстетическое чувство действительности//

Музыкально-исполнительское искусство в системе профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 12 февраля 2009 г. - М.: ГОУ ВПО МГЛУ.- С. 56-59 (0,3 п.л.)

7. Дмитриева Т.А. К проблеме дошкольного музыкального обучения в ДМШ//Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального образования. Сб. материалов научно-практической конференции, состоявшейся 3 марта 2010 г. - М.: ГОУ ВПО МГЛУ. -С. 67-70(0,3 п.л.)

8. Дмитриева Т.А. Ритмика - одно из действенных средств музыкального воспитания детей и всестороннего их развития/Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального образования. Сб. материалов научно-практической конференции, состоявшейся 3 марта 2010 г. - М.: ГОУ ВПО МГЛУ. - С. 71-73 (0,2 п.л.)

Поделиться с друзьями: