• Лю Цзянь
  • 2008
  • 23

Шрифтовой художественный плакат: традиции и современность автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Шрифтовой художественный плакат: традиции и современность - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Предыстория и традиции шрифтового художественного плаката
  • Первые печатные шрифтовые объявления и формирование основных художественных принципов композиции печатного шрифта
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Формирование современного типа шрифтового художественного плаката
  • Новейшие тенденции и перспективы дальнейшего развития шрифтового художественного плаката
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Перспективные тенденции в развитии шрифтового художественного плаката
  • Искусство книги как компонент курса композиции в художественном училище
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Страница и разворот в композиции книги
  • Организация формальных отношений элементов композиции книги
  • Образность композиции книжной иллюстрации
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Лю Цзянь, 2008, 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Данное исследование посвящено проблеме взаимосвязи традиционных и современных особенностей развития шрифтового художественного плаката. Исследование охватывает все важнейшие временные этапы проблемы, а также географико-культурные пласты, основной акцент в которых делается на Восточную и Западную цивилизации. В качестве источников древнейших традиций шрифтового художественного плаката рассматриваются произведения живописи доалфавитных времён, ранние формы рукописной уличной рекламы, первые тиражируемые (как гравированные, так и напечатанные типографским способом) информационно-рекламные листы, а также произведения восточной каллиграфии. Современные формы шрифтового художественного плаката рассматриваются на примере афиш, объявлений и плакатов начала XIX в. - середины XX в. Новейший этап развития представлен рубежом ХХ-ХХ1 вв., с акцентом на сравнение и противопоставление современных шрифтовых культур Востока и Запада.

В диссертации шрифтовой плакат определяется как крупноформатная шрифтовая композиция агитационного, рекламного, информационного или декоративного назначения, на отдельном листе бумаги или другой плоскости. В словосочетании «шрифтовой художественный плакат» под художественностью подразумевается отношение к шрифту, к его внутренней изобразительности и к его форме, как к средству художественной выразительности.

Актуальность темы исследования

Тема исследования имеет особую актуальность на сегодняшнем этапе развития искусства. Это связано, в первую очередь, с большим количеством разного художественного качества современной шрифтовой рекламы, а также с расцветом шрифтовой художественной графики, большая часть которой экспрессивна и абстрактна по сути. Особый интерес художников и исследователей шрифта вызвали прошедшие в Петербурге в июне 2005 г. международная выставка «Шрифтъ» и в сентябре 2008 г. девять шрифтовых выставок в рамках 52-ой Ежегодной конференции Международной типографической ассоциации «АТурЬ, на которых были представлены шрифтовые гарнитуры и композиции как профессиональных, так и начинающих художников шрифта. В первой выставке участвовал и сам диссертант, представивший три декоративных шрифтовых плаката, выполненных с использованием как печатных шрифтов, так и традиционной китайской каллиграфии, что явилось '¡С\

одним из наглядных примеров взаимодействия и взаимопроникновения традиции и современности в подобных произведениях искусства. В связи с тем, что выставки и конкурсы шрифта - уже не редкость в Европе, Америке и Азии, появление столь крупных шрифтовых выставок в Петербурге отражает общую тенденцию постоянного развития и географического расширения современного шрифтового искусства. Основное внимание подобных мероприятий, как правило, приковано к шрифту как таковому, однако зрительный ряд таких выставок состоит преимущественно из шрифтовых плакатов. Кроме того, происходит постоянное переосмысление роли создания облика буквы. Форма буквы больше не представляет собой только средство воспроизведения текста. Это уже нечто большее: некий объект, достоинства и даже недостатки которого можно превратить в предмет искусства, не создавая при этом новой гарнитуры. Из разряда «прикладного искусства» шрифт таким образом переходит в разряд «независимого искусства». На этом этапе развития культуры шрифта автор исследования старается показать шрифтовой плакат, как особое художественное явление, имеющее связь со своими уже сложившимися традициями и хранящее в себе огромный потенциал. Степень научной разработанности проблемы Шрифтовой художественный плакат как уникальное явление искусства существует уже на протяжении многих веков, но до сих пор не было написано отдельного научного исследования на эту тему. Издания на русском, китайском и европейских языках, послужившие информационной базой диссертации, можно условно разделить на две группы:

1) Ключевыми работами, освещающими комплекс художественно-исторических проблем плаката, для диссертанта послужили книги: Р. Холлиса «Краткая история графического дизайна» (репр. 1994), Вана Шоучжи «История графического дизайна» (2002), Дж. Барникота «Краткая история плаката» (2003), Й. и Ш. Мюллер-Брокман «История плаката» (2004), труды Н.И. Бабуриной. Социально-культурное значение плаката в Европе начала XX в. и его история всесторонне описываются в книге исследователя и собирателя плакатов В. вон Цур Вестена «Искусство рекламы» (1903). Книга выдающихся исследователей дизайна Й. Мюллер-Брокмана и Ш. Мюллер-Брокман «История плаката» (2004) является анализом проблем развития плаката до середины XX в. Книги Н.И. Бабуриной «Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века» (1986) и «Русский графический дизайн, 1880-1917» (1997) освещают основные этапы и проблемы развития плаката в России. Среди книг, посвященных состоянию жанра плаката в начале XXI в., наиболее

показательными являются иллюстрированные издания альбомного типа: Дж. Фостера «Новые мастера плакатного дизайна» (2006), Ш. Риверз «Новое в дизайне постеров» (2007) и др.

2) Основные проблемы шрифта и шрифтовой композиции отражены в книгах: Эл. Лаптон и Эб. Миллера «Исследование дизайна текста» (1996), Д. Джури «Что такое типографика?» (2006), Вл. Лаптева «Типографика: порядок и хаос» (2008), Вл. Ефимова «Великие шрифты. Шесть из тридцати: Истоки» (2006), Эм. Рудера «Типографика» (1981), В. Тоотса «Современный шрифт» (1966), X. Шмида «Типографика сегодня» (кит. изд. 2007), И. Вартаняна «Типографика» (2003) и др. Многие из исследований шрифта затрагивают и проблему шрифтового плаката. Двухтомник Вл. Кричевского «Типографика в терминах и образах» (2000) является уникальным исследованием основных понятий из области шрифта.

Определение основных для диссертации понятий (плакат, афиша, графический дизайн) и вопросы их сложения в русской науке подробно рассмотрены в книге Э.М. Глинтерник «Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы» (2002). Кроме того, в работе над диссертацией была задействована литература по истории европейских и азиатских печатных технологий, истории стилей мирового искусства, истории письменности, и др.

Ознакомление со всеми вышеперечисленными и другими задействованными в работе над диссертацией источниками выявляет отсутствие серьёзной научной проработки темы исследования.

Цель работы - исследовать явление шрифтового художественного плаката в свете его древних традиций и современных тенденций. В соответствии с целью работы были определены её задачи:

- проанализировать восточную (китайскую), западную (англо- и германоязычную) и русскую литературу и интернет-публикации по теме диссертации;

- обобщить и систематизировать уже известные факты из истории и предыстории шрифтового художественного плаката для структурного представления о предмете исследования;

- изучить все доступные репродукции прототипов и образцов шрифтового плаката, включая самые новые произведения;

- выявить взаимосвязь шрифтовых плакатов прошлого и их прототипов с их современными аналогами;

- проследить композиционные особенности шрифтов в шрифтовых плакатах на разных этапах истории;

- на основе результатов, полученных в процессе выполнения вышеперечисленных задач, сделать научно-аргументированный прогноз

относительно перспектив развития искусства шрифтового художественного плаката в будущем.

Объект исследования: шрифтовой художественный плакат.

Предмет исследования: традиции и современность в развитии шрифтового художественного плаката.

Материалами для исследования явились произведения шрифтового художественного плаката современных художников, опубликованные в российских, европейских и китайских печатных и интернет-изданиях, экспонировавшиеся художественных выставках, демонстрировавшиеся в качестве действующей рекламы на улицах и в общественных местах городов России и Китая. Материалами для исторической части исследования явились фотоснимки объектов мирового исторического наследия, опубликованные в англоязычных интернет-изданиях, а также текстовая и иллюстративная информация электронного Сводного каталога первопечатных изданий, составленного на базе Британской Библиотеки (British Library Incunabula Catalogue). Редчайший электронный фотоснимок одного из самых ранних европейских печатных шрифтовых рекламных объявлений - рекламный листок типографа Уильяма Кэкстона - был любезно предоставлен сотрудниками Отдела первопечатной и раннепечатной западноевропейской коллекции Британской Библиотеки (Incunabula and Early Western Printed Collection of the British Library).

Теоретическими материалами для исследования послужила английская, американская, немецкая и китайская искусствоведческая литература, ранее не переводившаяся на русский язык, а также соответствующая литература на русском языке.

Методология исследования, в соответствии с темой диссертации, построена на сочетании приёмов комплексного подхода, направленных на изучение и систематизацию этапов и памятников истории и предыстории развития шрифтового художественного плаката и современных образцов этого явления искусства. В работе над диссертацией применялись различные методы искусствоведческого исследования:

историко-художественный анализ образцов искусства шрифтового плаката, шрифтовой рекламы, афиши, древнейших рукописных объявлений и монументальных текстовых (знаковых) композиций применялся на протяжении всего исследования;

- метод сравнительного анализа сведений о различных образцах шрифтового плаката применялся в ходе работы по сбору материалов для диссертации;

- метод композиционно-художественного анализа применялся в описании исторически и культурно наиболее значимых произведений шрифтового плаката и родственных ему художественных форм.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проведено комплексное изучение истории и современного этапа развития искусства плаката и шрифтов, используемых в плакатах -начиная с первобытных времён и заканчивая перспективными тенденциями развития в начале XXI в.;

- впервые на русском языке анализ исторических этапов развития плаката включает в себя освещение проблем эволюции жанра до XIX в.;

- впервые история искусства шрифта рассматривается в ракурсе проблем выбора и компоновки шрифта в плакате;

- впервые шрифтовой плакат изучается как уникальное явление искусства, имеющее давние традиции;

впервые обобщены и систематизированы сведения о современном этапе развития шрифтового художественного плаката Запада и Востока;

- впервые история мирового шрифта и плаката рассмотрена с учетом различий и взаимодействий культур Запада и Востока;

- впервые сделан научно-обоснованный прогноз возможных путей развития искусства шрифтового плаката в XXI в.

Основные положения, выносимые на защиту:

- шрифтовой художественный плакат - уникальное явление искусства, имеющее давние традиции, разнообразные современные формы и богатый потенциал развития в будущем;

- предыстория шрифтового художественного плаката берет своё начало ещё во времена до появления письменностей, а палеолитическая пещерная предметная и беспредметная живопись являются источниками наиболее древних традиций информационной художественной демонстративности;

- роль восточной культуры в истории развития шрифтового плаката заключается не только в изобретении бумаги и процесса печати сменными литерами, но и в создании наиболее ранних форм шрифтовой печатной рекламы, шрифтовой печатной и рукописной декоративной композиции, а также в сохранении непосредственной связи шрифта и обозначаемого им образа, что сегодня играет ключевую роль в мировой практике плакатного и шрифтового искусств;

- технологический прогресс нового времени и опора на древние традиции могут быть причиной новых творческих открытий в области шрифтового художественного плаката в будущем;

- на современном этапе развития, в условиях века информационных технологий и систематизации всех областей жизни, шрифтовой художественный плакат возвращается к эстетике живой каллиграфии и к усилению художественно-эмоциональной стороны творчества.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что были выявлены и охарактеризованы основные этапы истории и предыстории шрифтового художественного плаката, сформулировано его определение и обозначены его основные средства художественной выразительности, структурировано и изложено в форме ряда положений представление о наиболее перспективных тенденциях развития данного типа плаката. Текст диссертации организован по историко-проблемному принципу, так что многие вопросы, затронутые в ней, могут послужить поводами и темами отдельных более узко специализированных теоретических исследований.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы и результаты могут быть основой для формирования критериев оценки новых произведений современного плакатного искусства, а также способны помочь в определении исторической и культурной принадлежности произведений плакатного искусства прошлого. Материалы диссертации могут лечь в основу методико-искусствоведческого учебного пособия для студентов художественных ВУЗов и художественных факультетов других ВУЗов, а также средних специальных художественных учебных заведений России и Китая.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Результаты и материалы диссертационного исследования могут быть использованы: в преподавательской практике в средних и высших художественных и художественно-педагогических учебных заведениях при подготовке лекций, практических занятий, семинаров и специальных курсов по истории плаката и шрифтового плаката; для получения самостоятельного образования и расширения круга знаний людьми, интересующимися историей шрифта, плаката и графических искусств; при написании и составлении методических пособий по практическому использованию акцидентных шрифтов и созданию плакатов.

Апробация результатов исследования

Основные положения данного исследования нашли отражение в ряде публикаций по теме, в том числе в новом специализированном журнале по дизайну, визуальному искусству, архитектуре и фотографии «Проектор», в рубрике «Буквы», а также в докладах на научно-практических конференциях: X Российско-Американской

научно-практической конференции, (14-16 мая 2007 г.), Международной российско-китайской научно-практической конференции (15 июля 2007 г.) и II Международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (10 июля 2008 г.), проходивших в Российском Государственном Педагогическом Университете имени А.И. Герцена, а также на конференциях в Китае.

Основные идеи диссертации были отражены в практических творческих работах автора, демонстрировавшихся на художественных выставках: «Шрифть» (2005 г., СПб, выставочные залы Союза художников), «Визуальная поэзия Азии» (2006 г., СПб, галерея «Борей»), «Грёзы о Китае» (2007 г., СПб, Музей Декоративно-прикладного искусства СПб ГХПА им. A.JI. Штиглица).

Важнейшим практическим результатом исследования стала разработка диссертантом программы «шрифтовой плакат» и внедрение ее в учебный процесс на курсе «плакат» в Шаньдунской Академии Искусств (КНР).

Текстовый и иллюстративный материал диссертации лёг в основу книги, представленной к защите диплома на кафедре графического дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени AJI. Штиглица. (Защита состоялась в июне 2008 г., дипломник - A.C. Русакова, оценка — отлично с одобрением.)

Структура работы

В заключении подведены итоги проведённой научной работы, сделаны некоторые общие выводы, основными из которых можно считать следующие:

- шрифтовой художественный плакат - это действительно уникальное явление искусства, имеющее древнейшие традиции и богатый потенциал для будущего развития;

- шрифтовой художественный плакат - это явление, возникающее на стыке искусства шрифта и искусства плаката, на разных этапах истории в разных формах;

- на современном этапе развития произведения шрифтового художественного плаката по своей экспрессии, знаковости и многим другим художественным качествам, схожи с произведениями их древнейших прототипов - в том числе, и палеолитической живописи;

- китайские наука и техника сыграли одну из важнейших ролей в становлении искусства шрифтового плаката, и продолжают влиять на него сегодня.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Лю Цзяпь. Древний прототип художественного шрифтового плаката. Допечатная эпоха. // Вестник молодых ученых 7'05 [Серия: Культурология и искусствоведение 2'2005]. - СПБ.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2005. - СПб: Издательско-полиграфический центр Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, 2005 год. - 100 е.; с. 43^48. (1,52 п.л.)

2. Лю Цзяпь. Шрифтовой авторский плакат в пространстве компьютерных технологий. // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. V: Сборник научных трудов/ Рос. Гос. педагогический Университет им. А.И. Герцена; [Науч. ред.: канд. искусствовед., проф. H.H. Громов]. - СПб: Издательство «Акционер и К°», 2006 год. - 204 е.; с. 83-91. (1,68 п.л.)

3. Лю Цзянь. Традиции китайского народного искусства шрифта. // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VI: Сборник трудов / Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Науч. ред.: канд. искусствовед., проф. H.H. Громов]. - СПб: Издательство «Акционер и К0», 2007 год. - 192 е.; с. 170-177. (1,6 п.л.)

4. Лю Цзянь. Каллиграфия в современном китайском плакате. // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VII: Сборник трудов / Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Научн. ред.: канд. искусствовгд., проф. H.H. Громов]. - СПб., 2007. - 202 е.; с. 169-173. (0,95 пл.)

5. Лю Цзянъ, Русакова A.C. Шрифт как предмет изучения в художественных академиях Китая и России. // Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае. Материалы международной российско-китайской научно-практической конференции 15 июля 2007 года / Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Научн. ред.: канд. искусствовед., проф. В.А. Кузмичёв]. - СПб: Издательство «.Акционер и К°», 2007 год. - 112 е.; стр. 68-71. (0,76 п .л ./0,38 пл.)

6. Лю Цзянъ, Русакова A.C. Рождение первых печатных шрифтовых плакатов. // Художественое наследие и современность. Сборник научных трудов. Вып. 4 / СПб Гос. худ.-пром. Академия им. A.JI. Штиглица; [Сост.: канд. искусствовед., проф. А.Ф. Дмитренко; канд. искусствовед., проф. B.C. Сперанская]. - СПб: Астерион, 2007. - 208 е.; стр. 112-118. (] ,2 п.л./0,6 п.л.)

7. Лю Цзянъ. Метод преподавания курса «Плакат» и роли шрифта в плакате в Шаньдунской академии искусств в Китае. // Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. - СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2007. - 652 е.; стр. 591-593. (0,48 п.л.)

8. Лю Цзянъ. Европейский и русский шрифтовой плакат XV-XVIII веков. Допромышленный плакат. // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VIII: Сборник научных трудов / Рос. Гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена; [Науч. ред.: канд. искусствовед., проф. H.H. Громов]. - СПб: Издательство «Акционер и К°», 2007. - 218 с ; стр. 90-98. (1,6 пл.)

9. Лю Цзянъ, Русакова A.C. Шрифтовой плакат XIX века. // Проектор. №1 (2) 2008. - СПб: ООО «Издательский Дом "Literra Scripta"», 12.2007. - 112 е.; стр. 38-43. (0,54 п.л./0,27 пл.)

10. Лю Цзянъ, Русакова A.C. Асимметричная типографика в художественном шрифтовом плакате первой половины XX века. Ассоциация искусствоведов. Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. Вып. 12 / Ассоциация искусствоведов; [Редактор-составитель А.Г. Раскин]. - СПб: 04.2008.

С. 159-164. (1,04 п.л./0,52 п.л.)

11. Лю Цзянъ, Русакова A.C. William Caxton. // Проектор. №2 (3) 2008. - СПб: ООО «Студия Проектор», 05.2008. - 112 е.; стр. 38-42. (0,76 п.л.Ю,38 пл.)

12. Лю Цзянъ, Русакова A.C. Шрифт в цветном литографском плакате второй половины XIX века. // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2006 г. / СПб Гос. худ.-пром. Академия

им. А.Л. Штиглица; [Ред.: Г.Е. Прохоренко]. - СПб: Астерион, 05.2008. С. 135-144. (1,6 п.л./0,8 п.л.)

13. Лю Цзянь. Перспективные тенденции в развитии шрифтового художественного плаката в начале XXI в. И Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 34 (74): Ч. I. (Общественные и гуманитарные науки): Научный журнал. - СПб, 10.09.2008. С. 315-320. (1,68 п.л.)

Общий объём опубликованных работ - 12,47 п.л.

Поделиться с друзьями: