• Осташова Наталья Владимировна
  • 2004
  • 24

Символ креста в истории культуры автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Символ креста в истории культуры - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 24.00.01 — Теория и история культуры
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Понятие символа в философии символических форм
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Структура и культовая специализация храмового комплекса агинских дацанов
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Книгопечатание в агинских дацанах
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Исихазм и культура России
  • Символ в культуре и цивилизации
  • Современные тенденции в теории символа
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Осташова Наталья Владимировна, 2004, 24.00.01 — Теория и история культуры

Диссертация посвящена исследованию креста как символа и феномена культуры, многообразию форм, функций и значений, которые он приобретает в разные эпохи у разных народов.

В настоящей работе, являющейся одновременно теоретико-философским и историко-культурным исследованием, символ креста предстает как одно из смыслообразующих оснований человеческой культуры, явленное в различных формах в разные времена, видоизменявшееся и приобретавшее различные значения.

Понятие симвбла многозначно. Символ можно определить, исходя из сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ можно представить как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Символ нельзя «расшифровать» усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. В рамках такого подхода, отличие символа от знака в том, что для знаковой системы многозначность есть помеха, мешающая рациональному функционированию знака, тогда как символ тем содержательнее, чем он более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить через единичное явление целостный образ мира.

Отличие символов от знаков, в которых означающее более «однозначно» соотнесено с определенным означаемым, и которые поэтому представляют более узкие рамки для постижения и выражения истины, приводит к тому, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного порядка. Смысл символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной формулировке, а можно пояснить, соотнеся с работой всей семиотической системы. Отсюда подход, принятый в диссертационном исследовании, предполагает рассмотрение символа креста во взаимосвязи отношений с другими символами, анализ его различных функций, выявление многообразия смыслов, которые выражает символ, исходя из семиотической системы, в которой он функционирует.

В истории культуры символ креста явился соединением «верха» и «низа», тленного и вечного планов бытия. Различные формы креста были символом власти и могущества, надежды на спасение во многих древних культурах.

В IV в. крест превращается в официальный символ христианства. Дальнейшее развитие европейской культуры, в том числе и славянских культур, связано с образом креста, получившим распространение в живописи, геральдике, архитектуре, литерэтип^ и т л о мнптпКразии форм, видов и значений креста свидетель« есты,

которые предстают в работе в качестве отдельно выделенного предмета историко-культурного исследования.

Крест относится к той группе символов, которая связана с визуальными образами. Как таковые они принадлежат к визуальной системе коммуникации. В визуальных символах форма гораздо более непосредственно соотнесена со значением, чем в вербальных языках. Существование визуальной и вербальной систем коммуникации предполагает их взаимодействие, символ в культуре приобретает словесное объяснение, мифологему. Символы, благодаря непосредственному воздействию на сознание, обладают своеобразной «магией». Неслучайно именно визуальные символы в древнейших культурах представлялись эманациями высших сфер бытия.

В настоящее время интерес к символике обусловлен популярностью геральдических и иных знаков, а также распространением рекламы, активно использующей традиционные символы.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к символике, символу как предмету философского, историко-культурного, семантического, психоаналитического анализа. В этом контексте исследование креста как одного из важнейших символов, явленного в разных культурах, представляет особый интерес и дает материал для более широких теоретических и эмпирических обобщений относительно роли и функционирования символов в культуре.

Такое' исследование имеет и практическое значение. Символ креста, играющий важную роль в христианской культуре, вновь возвращается в современную Россию не только в религиозной, но и в государственной функции. Крест все чаще используется в орденах, медалях, эмблемах, гербах и иных знаках власти. Визуальные символы в настоящее время имеют влияние на сознание и поведение людей. В связи с этим возникает философско-культурологическая проблема изучения особенностей символа как феномена культуры и средства коммуникации.

В современном мире, визуальная система коммуникации получает все более важную роль и в культуре повседневности, например, в том, что для многих людей телевизионный экран представляет собой настоящую реальность. Символ креста используется в культуре повседневности часто как знак, значение которого существенно обедняется, символ профанируется.

Цель предлагаемой работы - показать историческую значимость и методологическую сложность креста как явления и символа культуры и человеческой деятельности, как формы ориентации человека в мире, обществе и собственной психологии.

Задачей диссертационного исследования является рассмотрение широкого комплекса проблем: от происхождения креста в различных культурах до его полисемантичности, проявившейся в процессе исторического развития культуры. Сложность и многосмысленность символа кресщ. предполагает комплексный подход к его изучению. В

предлагаемом диссертационном исследовании он рассматривается как полисемантический, полифункциональный объект, явившийся в разных формах уже на самых ранних этапах человеческой истории.

Это потребовало решения следующих конкретных задач:

- исследовать крест как древнейший универсальный символ человечества;

- представить различные виды символа креста в некоторых культурах дохристианского периода истории;

- выявить смысл и значения символа креста в не-хрисгианских и христианских культурах;

- рассмотреть крест, как символ, которому может быть приписана способность, позволяющая человеку ориентироваться в мире, как организующий принцйп творения мира из хаоса, разграничивающий зоны вселенной;

- исследовать рассмотрение креста в психоанализе, как феномена человеческого сознания и способа организации человеческой психики, как средства, направленного против хаотических порывов духа;

- проанализировать использование символа креста в повседневной, массовой и политической культуре, выявить механизмы его воздействия на поведение людей.

Объектом исследования является эволюция символа креста в истории мировой культуры в ее целостности, взаимосвязи и взаимовлиянии отдельных аспектов. Разные науки обращались к этому объекту, который приобретает разный смысл в зависимости от систем и подходов, в которых он функционирует.

Предметом исследования является крест не как вещь, т.е. физическое явление, а как один из основных и многообразно проявившихся в истории человеческой культуры символов, как культурный феномен, не только воплотившийся в разные времена в культуре разных народов, в различных формах и функциях, но и несущий различное смысловое содержание.

Состояние научной разработанности проблемы

Понятие символа - одно из самых сложных и многозначных понятий, которое было предметом многочисленных исследований и интерпретаций на протяжении истории философской мысли. Особенно большое значение было присуще этому понятию в средневековой философии. В данной работе понятие символа рассматривается в рамках современной философии и культурологии. В XX веке понятие символа становится одним из основных многообразно интерпретируемых понятий, не поддающихся однозначному определению. В современной философии и культурологии понятие символа приобретает большое значение для исследования различных феноменов культуры.

Э. Кассирер сделал понятие символа предельно широким. Вся духовная деятельность человека: язык, наука, миф, религия, искусство есть «символические формы», посредством которых человек постигает мир и упорядочивает окружающий его хаос. Символ, по Кассиреру, благодаря

сочетанию двух принципов - универсальности и изменчивости, - обладает универсальной значимостью, посредством символа происходит всякое оформление духа в его различных проявлениях. Посредством символизирующей деятельности, человек осуществляет познание мира, превращая предметы и явления природного мира в значения. Под познанием Кассирер понимает любую деятельность, за счет которой человек создает себе «мир». Символический подход Кассирера к различным культурным феноменам представляется наиболее плодотворным для исследования собственно символа креста. В отечественной традиции символ был предметом рассмотрения в работах таких разных исследователей как П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, Ю.М Лотман, М.К. Мамардашвили и др.

Понятие «символ» - одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Особенно перспективными можно считать исследования визуальных символов в семиологии Р. Барта и У. Эко. Понятие символа раскрывается через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, и знака - с другой

По Лотману, символ определить невозможно, но каждая семиотическая система «знает», что такое ее символ. Символ реально существует только внутри человеческого общения, постижение символа осуществляется в процессе диалога, вне которого можно наблюдать только пустую форму. Символ существует только в соотнесении с человеческим сознанием.

Э. Фромм проводит классификацию символов по степени их символичности: конвенциальньте, случайные, универсальные. Именно к универсальным символам и относится крест. Крест как один из основных универсальных символов обладает большими возможностями реализации в различных формах и смысловых вариантах, а также во взаимодействии с другими символами. Именно «простые» символы образуют символическое ядро культуры, и насыщенность ими позволяет судить о символизирующей или десимволизирующей ориентации культуры.

Несмотря на большой объем литературы, связанной с крестом, тема в контексте культурологического анализа является мало разработанной. Как символ в истории культуры, полисемантичный и

многофункциональный крест не был предметом анализа. Крест - явление в истории культуры и принадлежит к древнейшим универсальным символам. Как символ он занимает одно из центральных мест в различных культурах народов мира с древнейших времен по настоящее время, обретая в истории разные формы своего проявления.

Согласно работам В.Н. Топорова и Флоренского, крест - явление космо-человеческое. У человека есть сознание о некоем целом, в которое он включен, и это сознание есть средство связи его индивидуального психического механизма с сознанием вообще. Символ - это выражение космического характера сознания. Есть предметная форма креста, а есть понятие символа креста, которое является связующим между миром

тленным и вечным, низшим и высшим, здешним и иным. Соприкосновение «видимого» и «Божественного», «чувственного» и «умного», т.е. умопостигаемого есть принадлежность креста как символа.

В работе только затронута обширная тема богословского наследия, посвященного кресту. В частности, проанализированы определения символа креста в святоотеческой и богословской литературе.

Также богатая интерпретация символа креста разработана в литературоведении и истории искусства. Среди интересных и разнообразных подходов можно отметить работу X. Бельтинга «Образ и культ».

Исследование функционирования визуальных символов в культуре нашло отражение в работах A.A. Грякалова, С.Н. Иконниковой, Н.Е. Копосова, Б.В. Маркова, В.В. Прозерского, Б.Г. Соколова, М.С. Уварова. Проблема использования визуальных символов в современных масс-медиа рассматривается в работах В.М. Диановой, Е.Г. Соколова и др. Методологические принципы исследования

Сложность и многозначность символа креста потребовала интеграции различных дисциплин. Теоретико-методологической основой исследования является сочетание общего философско-культурологического подхода с такими специальными методами гуманитарных дисциплин, как феноменология, герменевтика, семиотика, компаративистика, а также элементами системного и конкретно-исторического анализа.

Научная новизна обусловлена тем, что в диссертационном исследовании символ креста представлен в многообразии перспектив его рассмотрения от религиоведения до семиотики и проанализирован в многообразии функций, выполняемых им в культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

- крест является древнейшим символом человечества, он представляет собой такую культурную универсалию, которая образует своеобразную арматуру, обеспечивающую устойчивость развития;

- изучение различных форм символа креста в некоторых культурах на протяжении истории человечества позволяет сделать вывод о том, что этот символ «разогревается» в неустойчивые периоды истории и «застывает» в форме эмблем и знаков, когда общество обретает устойчивую государственную и даже имперскую форму организации;

- с точки зрения философии культуры крест - это символ, во-первых, присущий разным культурам, во-вторых, позволяющий человеку ориентироваться в мире, в-третьих, выражающий идею творения мира из хаоса, разграничивающий зоны вселенной;

- символ креста - важнейший феномен человеческого сознания, реализующийся и как способ организации человеческой психики, средство, направленное против хаотических порывов духа;

- изучение смысла символа креста в различных культурах позволило выявить особенности его форм и значений в языческой и христианской

культурах. В частности, уникальность сохранившихся монументальных новгородских крестов обусловлена распространенностью этого типа крестов, в основном, в северо-западном регионе, особенно в новгородской и псковской области, а также редкостью использованного и сохранившегося материала (дерево);

- анализ использования символа креста в повседневной, массовой и политической культуре позволил обнаружить такие невербальные механизмы его воздействия на поведение людей, которые не поддаются методам, разработанным применительно к книжной культуре. Крест издавна воспринимался как медиум, делающий возможной коммуникацию человека с высшими силами бытия и, прежде всего, богом. Между тем, он не является таким носителем информации, как допустим слово, его воздействие оказывается, так сказать, магнетическим. Именно это обстоятельство, возможно, объясняет его использование в современных масс-медиа.

Теоретическая и практическая значимость работы

Разработанные в диссертации методологические принципы анализа визуальных символов и иконических знаков применимы для историко-культурологического исследования не только креста, но и других знаков, символов, эмблем, гербов и других средств коммуникации, возрождаемых в современной культуре. Результаты работы и фактический материал могут быть использованы для разработки учебных курсов по философии культуры и культурологии, а также по искусствоведению и религиоведению. Материалы диссертации окажутся полезными для разработки специальных курсов, посвященных миру знаков и символов, а также медиумов современной массовой культуры.

Апробация исследования: основные положения данной работы были использованы при подготовке семинарских занятий по культурологии, проводимых в РГИ при СПбГУ. Теоретические положения и выводы диссертации были изложены на следующих научных конференциях: «Информация. Коммуникация. Общество.» (Санкт-Петербург, ноябрь 2002 г.), «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), «Власть и общество» (Астрахань, сентябрь 2004 г.). Материалы исследования нашли отражение в трех публикациях, общим объемом около 1 п. л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии, истории и теории культуры РГИ при СПбГУ 30 июня 2004 г.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, подчеркивается значимость рассмотрения символа креста как культурного феномена, излагаются основные выводы диссертации.

Основные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:

1. Осташова Н.В. Символ креста в истории культуры: происхождение, смысл, явления // Информация. Коммуникация. Общество. 12-13 ноября 2002 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб, 2002 г. - С. 221-222

2. Осташова Н.В. Крест как символ в искусстве и предмет переживания // Метафизика искусства: материалы международной конференции 14-15 ноября 2003г. СПб, 2004 г. - С. 112-113

3. Осташова Н.В. Символ креста: происхождение, смысл, явления // Власть и общество. Научные труды Астраханского филиала ВАГС. Выпуск 2-й. Астрахань, 2004 г. - С. 67 - 78

л

Поделиться с друзьями: