• Кензина Зухра Ирикчиевна
  • 2008
  • 26

Социально-философский анализ посттоталитаризма автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Социально-философский анализ посттоталитаризма - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 09.00.11 — Социальная философия
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Формирование концепций социального государства
  • Правовая реализация социальной защиты населения
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Проблема взаимоотношений субъектов исторического процесса в тоталитарном обществе
  • Проблема совместности социальных практик и социальные резервы развития современного производственного комплекса винодельческой отрасли Краснодарского края
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Теория развитого индустриального общества Раймона Арона
  • Маргинализация как результат роста экономического, политического, социально-культурного неравенств
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Функциональная связь статусов, как фактор формирования класса
  • Политическая стратификация и проблема дифференциации социально-политических процессов
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Кензина Зухра Ирикчиевна, 2008, 09.00.11 — Социальная философия

Общая характеристика работы. В диссертационном исследовании проведен социально-философский анализ посттоталитаризма как исторического и социально-политического феномена Выявлены ключевые аспекты перехода казахстанского общества от тоталитаризма к построению демократического общества и раскрыты характерные типологические социально-исторические черты посттоталитаризма с использованием возможностей социально-философского, исторического и культур-цивилизационного подходов, а также возможностей этносоциального анализа актуальных проблем развития казахстанского общества На основе исследования динамизма казахстанского общества раскрыто содержание основных принципов и подходов к построению социально-философской модели его дальнейшего развития

Актуальность темы исследования. Проблема социально-философского исследования посттоталитаризма на примере Республики Казахстан и других государств в наши дни приобрела исключительно важное значение В современных условиях очевидно, что явления, происходящие в одной из сфер общественной экономической и политической, правовой и государственной жизни, приводят к широкомасштабным последствиям в других областях Это настоятельно требует комплексного подхода и к решению проблем современной социальной философии, расширения рамок узкоэмпирического, прагматического или иного сходного взгляда на общественные процессы

Наряду с комплексом вопросов, напрямую связанных с динамикой казахстанского общества, развитием экономики рыночного типа, новыми тенденциями многонациональной культуры и, как отмечается в последнее время, с национальной безопасностью страны, ее устойчивым и динамичным развитием, она сопряжена с проблемами поиска людьми фундаментальных оснований своего бытия в столь быстро меняющемся социальном, политическом, экономическом мирах Не будет преувеличением сказать, что последнее обозначает особую проблему в жизни человека и общества нашего времени Это находит свое отражение и в социальной реальности, и в теоретической мысли, и в программах политических лидеров, и в деятельности государственных органов и общественных организаций

С другой стороны, ушедшее ХХ-е и начавшееся ХХ1-е столетие, динамика социокультурного развития и те исторические перемены, которые выпали на долю не только отдельных людей, но и целых народов, показали всеобщий, глобальный характер всех сторон общественной жизни, включая в первую очередь не только социально-экономические, но и политические процессы Происходящее ныне, невиданное ранее и потому беспрецедентное, объединение разных стран в единое целое, в общемировое социальное, экономическое, почитическое, информационное, культурное пространство стало реальным фактом Это привело к возрастанию в жизни общества роли ценностного начала, придавшего всем сторонам социального бытия новый смысл

Все это придает высокую степень актуальности исследованиям различных

аспектов социальности, общественных институтов и процессов В рамках обширной проблематики социально-философский анализ проблем организации казахстанского общества, исследование специфики нашего социального бытия приобретает исключительное значение Это связано, в частности, с тем значением, которое придается в отечественной социогуманитаристике решению задачи по научной разработке современной модели дальнейшего развития демократического общества и правового государства в Казахстане В ее контексте, с учетом специфики и периодов конкретно-исторического становления нашего общества, социально-философское исследование посттоталитаризма имеет особую актуальность и значимость

В целом сама проблема построения научно-теоретических, в том числе и социально-философских, «моделей» общественного устройства и развития не нова практически вся история социогуманитаристики полна таких попыток Можно полагать, по-видимому, что такие словосочетания, как «казахстанская модель», «российская модель», «китайская модель» и т п, хотя и достаточно условные названия, но фиксируют реальные процессы социально-государственного, экономико-хозяйственного, социокультурного,

этнонационального строительства, имеющие историческую специфику, определяемую условиями данной страны Одновременно это - термины, показывающие способность социогуманитарных наук и идеологий «схватить» некую общую картину-образ той или иной страны

Мы считаем, что, во-первых, сама по себе идея построения казахстанской модели дальнейшего развития общества, провозглашенная Президентом НА Назарбаевым, является нормальным этапом развития научно-практических взглядов на проблемы нашей страны Во-вторых, понятно, что крайними точками-полюсами, обладающими достоинствами ключевых понятий, обозначающими противоположные тенденции, являются термины «развитие» и «стагнация» В-третьих, очевидно, что обсуждение всей темы этапов, закономерностей и перспектив развития нашей социальной системы и попытка ее теоретического моделирования сопряжено со сравнительным, историческим, феноменологическим, логико-концептуальным и другими типами и формами анализа Без привлечения к этой исследовательской практике арсенала и возможностей социальной философии сделать это невозможно Отсюда следует, что социально-философское, а по сути теоретико-методологическое, исследование современного этапа функционирования и дальнейшего развития казахстанского общества, анализ реальной практики в условиях продолжающейся социальной трансформации в контексте всех упомянутых аспектов и сторон представляется вполне актуальным

Степень научной разработанности проблемы Многоплановость темы данного исследования оказала большое влияние на подбор и использование источников В первую очередь выделим те разработки, которые дали опорный материал для анализа указанного выше круга вопросов Отметим, что концептуальные основания исследований посттоталитаризма представлены в самых различных разработках как по философии, так и по социологии, теории общественного развития, экономике, политическим и правовым наукам

Назовем только некоторых философов, социологов, политологов и правоведов К А Абишев, Н А Амрекулов, Н Д Байтенова, Ф К Бисембаев, К Н Бурханов, А К Котов, А А Матюхин, М С Машан, С К Мырзалы, А Н Нысанбаев, М Ш Хасанов Из зарубежных можно выделить, например, исследования С С Алексеева, X Арендт, Р Арона, Г Дж Бермана, А В Буз-галина, Ю А Буртина, В М Быченкова, М Н Грецкого, П К Гречко, А Захарова, А И Ковлера, П Козловски, С А Левицкого, П А Малиновского, В С Нерсесянца, Э И Ожиганова, А И Соловьева, М Фуко, Ю Хабермаса, А Шайо

С конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века Республика Казахстан, как и другие республики бывшего Советского Союза, впервые в своей истории и на мировой арене реально демонстрирует начало активного, целенаправленного созидания правового демократического государства и гражданского общества Анализ проблем, связанных с преодолением наследия тоталитаризма, особенностями становления подлинно независимого, суверенного Казахстана, а также проблем теории и практики станов чения казахстанской социально-политической системы в условиях плюрализма представлен, например, в работах Е М Абенова, Е М Арына, С Б Алимовой, 3 К Аюповой, К Досалиева, Д К и Т Д Кшибековых Из работ казахстанских ученых следует также выделить группу политологических диссертаций, в которых исследовались проблемы современной демократии в Казахстане, становление и развитие нашего государства в период постготалитаризма, теоретико-методологические аспекты и разработки проблем институционализма, либерализма и тд В их числе выделяются диссертационные исследования таких авторов, как, например, А X Бижанов, С М Борбасов, Т Г Исма-гамбетов, М С Машан, К А Нурпеисов, И Н Тасмагамбетов

Отдельного внимания заслуживает вопрос социально-философского исследования проблем казахстанского общества в условиях полиэтнической социальности Поэтому нельзя не отметить общую канву анализа становления национального сознания, национальной культуры в контексте этносоциальных отношений В этом плане мы можем выделить, например, исследования Н Д Байтеновой, Ю В Бромлея, Г Д Гачева, JIН Гумилева, М С Джунусова, М О Мнацакяна, В А Тишкова, Г Шалабаевой Особое место здесь, в частности, занимает представленная впервые в отечественной литературе в 1995 г АН Нысанбаевым идея и концепция диаспорологии Среди прочих можно выделить, например, коллективную монографию петербургских исследователей «Конструирование этничности», а также научно-аналитический доклад В Д Курганской, В Ю Дунаева и С Е Жусупова «Этнополитические процессы в современном Казахстане»

Логика трансформационных процессов в посттоталитарных обществах и методологические проблемы их исследования, концептуальные основания модельного прогнозирования развития казахстанского общества на основе опыта разработок отечественных и зарубежных ученых представлены, например, в работах Н А Назарбаева, Е К Ертысбаева и у известных казахстанских экономистов, академиков HAH PK Я А Аубакирова и А К Ко-

шанова, в работах юристов Л М Вайсберга, В Г Марача и А А Матюхина, Г С Сапаргалиева, а также у таких зарубежных исследователей, как А О Боро-ноев, М К Горшков, С Б Крымский, К Осакве, Л Н Пономарев, Г Шарп

Из числа приведенных исследований и разработок определенная часть использована нами в работе в качестве опорных источников или источников, которые послужили нам отправной точкой для более четкого формулирования и выражения своей собственной позиции или критического отношения к тем или иным суждениям и выводам

Цель и основные задачи исследования Целью диссертационной работы является исследование и представление в целостном концептуальном виде на примере Республики Казахстан и ряда других государств сущности, содержания и средств социально-философского анализа посттоталитаризма как исторического и социально-политического феномена

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, к основным из которых относятся следующие

- исследовать содержание и логику подходов к проблеме социально-философского анализа посттоталитаризма и использовать полученные данные в обосновании положения о наличии в социально-философской теории определенных приоритетов в использовании этих подходов,

- выявить и исследовать с использованием современных теоретико-методологических средств и конструкций социальной философии ключевые аспекты перехода казахстанского общества от тоталитаризма к построению демократического общества,

- раскрыть характерные типологические социально-исторические черты посттоталитаризма, используя возможности социально-философского, исторического и культур-цивилизационного подходов, а также возможности этносоциального анализа актуальных проблем развития казахстанского общества,

- обосновать поливариантность теоретико-методологических оснований исследования посттоталитаризма, показав на этой основе научную состоятельность идеи транзитивности и необратимости постготалитаризма,

- на основе исследования динамизма казахстанского общества раскрыть содержание основных принципов и подходов к построению социально-философской модели его дальнейшего развития

Объектом исследования в работе являются социально-историческая реальность и динамика современных процессов социальной модернизации и трансформации в Республике Казахстан и на постсоветском пространстве в целом

Предметом исследования являются посттоталитаризм как одна из качественных характеристик нашего динамично меняющегося социума, социально-философские, социокультурные, политико-правовые концепции, исследующие посттоталитаризм, и теоретико-методологические проблемы, возникающие в процессе его исследования

Теоретико-методологическая база и основные источники исследования.

Научно-теоретическую и методологическую основу исследования составили идеи о происхождении и сущности социальных институтов и социального порядка В мировой социальной мысли прошлого столетия они были сформулированы М Вебером, Э Дюркгеймом, М Ориу, Г Зиммелем, Т Пар-сонсом, ПА Сорокиным, Ю Хабермасом и рядом других выдающихся философов и обществоведов Указав на это, мы положили в качестве некоторых исходных постулатов-парадигм нашего исследования темы

1) использование принципа историзма (проблема происхождения),

2) использование методологии комплексного исследования социума как органической целостности и учет направленности системно-структурного, сравнительного и других форм анализа и научно-теоретического синтеза, методологии «восхождения» от абстрактного к конкретному и т д на познание сущности социальных явлений и процессов,

3)использование эвристических возможностей институционального, и других, указанных выше, подходов в их связи с возможностями культур-исторического, культур-цивилизационного исследования

Научная новизна диссертационной работы определенна в следующем

1 Сформулировано обусловленное контекстом работы определение понятия «посттоталитаризм» и рассмотрены концептуальные положения, лежащие в основе современных социально-философских представлений о посттоталитаризме в целом и специфике этого транзитивного феномена в условиях Казахстана в частности

2 Выявлена и исследована специфика социально-философского подхода к анализу исторических, политико-правовых, социально-экономических проблем, входящих в сферу предметного поля данной диссертации

3 Выделены и проанализированы в качестве основных аспектов социально-философского рассмотрения посттоталитаризма такие феномены, как, например, власть, социальные институты и новая идеология, являющиеся одновременно точками структурирования и организации социально-философского знания об актуальных проблемах современного общества

4 Сформулирована и концептуально обоснована авторская позиция о посттоталитаризме как одном из важнейших концептов идеологии духовного обновления, способствующем определению аксиологических императивов современного казахстанского общества, влияющих на процессы его цивилизационного развития и их осмысление с позиций гуманизма, значимости личностного измерения динамики сфер социальной жизни

5 В качестве особой области социально-философского анализа определены возможности различных аналитических методологий, используемых при исследовании феномена посттоталитаризма

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Современная социальная философия и совокупность конкретных наук об обществе и человеке имеют достаточно разработанный инструментарий, позволяющий определить основополагающие параметры понятия «посттоталитаризм» Однако в теории и практике социогуманитаристики не

существует однозначно определенного и потому единого «набора» признаков, жестко определяющих его суть и механизмы формирования, которые могли бы гарантировать однозначные алгоритмы исследования этой проблемы, включая вопросы, связанные с закономерностями формирования современных демократических государств на пространстве бывшего СССР и стран социализма Поэтому постановка и решение проблем, входящих в этот круг, не имеют, даже при наличии достаточно развитого теоретико-методологического базиса, однозначно пригодного, универсального для разных социальных, политических, этнонациональных общностей итогового «рецепта»

2 Центральным компонентом социально-философского анализа посттоталитаризма является проблемный узел, связанный не только с сугубо экономическими и/или политическими сторонами жизни общества, но и с ценностно-нормативными инвариантами присущей ему культуры Это доказывается исключительным значением соотношения общечеловеческого и национально-специфического в социально-экономических, политических, культурных стратегиях, следствием чего является нетрадиционность и нешаблонность решения проблем развития посттоталитарного общества в каждой отдельной стране, в том числе и в Казахстане Значимость социально-философского анализа посттоталитаризма тем более возрастает в условиях активно продолжающегося «антропологического поворота», который в наше время связан с поисками новой идеологии и адекватной практики ценностных ориентаций

3 Трансформационные процессы, происходящие в Казахстане, нельзя исследовать вне общемировых трансформационных процессов, охвативших большинство обществ Евразии (включая в первую очередь территорию бывшего СССР), Латинской Америки, Африки в 70-90-е годы XX столетия Только так выявляются общие тенденции, черты, фазы перехода от авторитаризма, тоталитаризма к демократии, что позволяет анализировать типические, общие черты, присущие этим процессам Это создает возможности, опираясь на выявленные базовые модели перехода к демократии, исследовать общие и специфические черты трансформации тоталитарных режимов в посттоталитарные, а последних - в демократические

4 В условиях исключительного динамизма современных социальных практик, поиска наиболее приемлемых ответов на вызовы времени, усложнения взаимозависимости в глобальном сообществе, беспрецедентной значимости мира и стабильности среди людей различных культурных, социальных, религиозных, этнических общностей и ориентаций возрастает роль гуманистических социальных, нравственных, ценностных, политико-правовых императивов Такое положение дел диктует социальной философии обратить пристальное внимание на вопросы, поскольку она способна деятельно формировать новую социальную, духовную культуру, доминантой которой будут безусловные принципы гуманизма, сотрудничества

5 Наиболее адекватной формой и практической политической «технологией» продолжающегося преодоления тоталитарного наследия в условиях современного Казахстана являются философия и практика

демократического строительства, соблюдения интересов социальной стабильности и устойчивого развития, мультикультурализма и дальнейшего духовного обновления, которые позволяют понять внутреннюю логику цечей, задач и механизмов современного общественного развития в Казахстане и других постсоветских странах

Теоретическое и практическое значение исследования. Результаты исследования восполняют определенный пробел в теории о происхождении и сущности социальных институтов и социального порядка Практическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, ее результаты могут быть использованы при научно-теоретическом и экспертно-аналитическом исследовании дальнейшего развития нашего общества в условиях современных экономических, политических, социокультурных реалий Республики Казахстан Во-вторых, положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в качестве источниковедческой базы для разработки моделей стратегического планирования и развития Казахстана

В-третьих, основные положения и выводы могут использоваться при разработке, обновлении содержания и внедрении курсов учебных дисциплин и специальных курсов по социальной философии, философии истории, философии политики, философии права, философской антропологии и т д

Апробация работы. Основные положения и полученные результаты докладывались автором на заседаниях методологического аспирантского семинара на отделении философии факультета философии и политологии КазНУ им аль-Фараби, научно-методических семинарах кафедры философии и методологии социального познания, в выступлениях на научных конференциях По теме исследования автором опубликованы 6 научных статей Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов, содержащих по два подраздела, заключения и списка использованных источников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современность, как она отражена в социальных учениях нашего времени, предстает как эпоха усиливающегося антропологического поворота, который ознаменовал ренессанс гуманистического постижения человека Но сам по себе гуманизм может остаться не более чем проектом, если не будет реальных условий для воплощения в жизнь его идеалов К числу этих условий относятся многие факторы Поэтому рассмотрение проблем становления, функционирования, развития посттоталитарного общества имеет достаточно ясное «человеческое измерение»

Естественно, нельзя абсолютизировать значения выделенной и исследованной нами проблематики, выводить ее в качестве чуть ли не

центральной, стержневой проблемы современной социальной философии Однако вполне очевидно, что требование комплексности, системной целостности современных социогуманитарных исследований, осуществляемое, например, на стыке различных отраслей социогуманитарного знания, должно иметь под собой определенную предметную область В данном случае тема нашего исследования являет собою сферу комплексного анализа

Основные итоги диссертационного исследования можно резюмировать в следующих выводах

1 Из рассмотрения специфики и характерных черт посттоталитарного общества следует, что посттоталитаризм является в принципе закономерным периодом гражданской и политической истории

2 Показано, что не потеряла своей актуальности рационалистическая методология, благодаря которой можно устанавливать основные теоретико-методологические парадигмы, доминирующие в современных концептуализациях о посттоталитарном социальном и государственном развитии

3 Исходя из социально-исторической конкретики и представленного в диссертационной работе анализа посттоталитаризма, можно заключить, что к чисту вопросов, сохраняющих свою актуальность для дальнейшей социально-философской разработки данной темы, являются такие, например, аспекты

- тоталитарное общество как синтез деспотической политической организации и промышленной культуры, его феноменальность и идеологическая осмысленность,

- противоречивость транзита «постсоветский социализм - демократическое постиндустриальное общество»,

- проблема дальнейшего социально-философского осмысления и создания удовлетворительной теории посткоммунизма,

- основные противоречия посткоммунистической трансформации крайняя сложность процессов политического управления воспроизводством общества на промышленном уровне и демократического реформирования,

- необходимость нейтрализации последствий тоталитаризма экономии на оптате труда, низкого уровня правовой культуры, подданнической политической культуры, реакции на центральную власть и т д ,

- проблемы соответствия задач демократизации посткоммунистических режимов с глобализацией,

- проблемы формы демократизации с определенным социо-культурным основанием, а также другие

4 Опора на анализ проблемы развития социума в условиях полиэтничности нашего общества позволяет заключить, что никакое правовое государство, основанное на признании суверенности и автономии индивида, его равных с другими прав и свобод, не отменяет того факта, что люди, обладающие такими правами и свободами, принадлежат к определенным социальным и национальным общностям, живут в границах конкретного государства Их частные интересы так или иначе связаны с их общими интересами, обусловленными необходимостью сохранения и защиты объединяющей их

группы или сообщества

5 Автором показано, что политический режим посттоталитаризма можно назвать становящейся демократией Большинство западных демократических конструкций, оттачиваемых веками, не могут быть реализованы сразу и в «чистом» виде Их приходится адаптировать к посттоталитарным реалиям Процесс адаптации - дело чрезвычайно деликатное Важно, чтобы необходимые модификации не выхолостили демократического содержания

Опыт «постготалитаризма» в Германии, Японии, Италии, Испании и других странах позволяет предполагать, что позитивные преобразования в сфере культуры в новых независимых государствах бывшего Союза по-прежнему будут происходить труднее, чем обновление других сфер, хотя неспециалистам, возможно, представляется, что все выглядит наоборот

6 В работе отмечено, что переход от тоталитаризма к демократии имеет два принципиальных аспекта

1) права человека, сущность которых выражается достоинством человека, его свободой, равенством перед законом, умением пользоваться свободой, уважением чести и достоинства других людей,

2) верховенство закона - по сути система управления государством и регулирования взаимоотношений в обществе путем установления и применения соответствующих законов

Практическое соотношение в реализации этих двух принципов и выражает суть того или иного государственного устройства, политического режима, определяет смысл понятий тоталитаризм, посттоталитаризм, авторитаризм или демократия

7 Показано, что в условиях тесной взаимосвязанности стран и народов проблема состоит в том, что посттоталитарные общества посредством догоняющих модернизаций стремятся заимствовать отдельные «тексты» политической культуры развитых стран, в то время как кодифицирующие механизмы с трудом поддаются заимствованию, они требуют серьезных трансформаций всей системы, сложившейся в совершенно иных условиях и функционирующей по иным законам Это особенно характерно для социальных пространств, долгое время взаимодействовавших по принципу противостояния Так, идеал развитого гражданского общества, который достаточно успешно функционирует в западном обществе, сталкивается с серьезными трудностями при попытке реализации в условиях посттоталитарного пространства

В связи с этим установлено значение методологии «механизменного» анализа Мы полагаем, что один из аспектов этой методологии таков рассматривать различные социальные слои не просто как «элементы» социальной структуры, а как активных деятелей трансформационного процесса, имеющих определенный инновационно-реформаторский потенциал, типы поведенческих стратегий и т д, которые в совокупности имеют возможность влиять на дальнейшую демократизацию общественной жизни

Из множества предложенных в то время решений для этой цели наиболее перспективным представляется институциональный подход, синтетическая методология которого и ключевое его понятие правового института, как

подчеркивал еще в начале века основатель этого подхода Морис Ориу, дает надежду на объединение положительных достижений как конкретных социальных наук, так и социальной философии, философии истории, философии права, философии политики и т д

8 Основной вывод диссертационной работы состоит в том, что можно приводить много аргументов в пользу одной из конкурирующих точек зрения на вопросы о перспективах развития общества, но гораздо более продуктивным является признание того, что каждый из подходов несет в себе зерно истины, ни один из них не обладает монополией на объективную истинность Поэтому методологически оправдано следующее для того, чтобы претендовать на объективный взгляд, необходимо подняться над данной ситуацией, сделав ее частью теоретического и методологического рассмотрения Только в этом случае мы можем говорить о «беспристрастности» теории и «адекватности» метода

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Философский энциклопедический словарь / Гл ред Л Ф Ильичев, П Н Федосеев и др -М Советская энциклопедия, 1983 -840 с

2 Бердяев НА Царство Духа и царство кесаря - М Республика, 1995 -375 с

3 Назарбаев НА В потоке истории -Алматы Атамщэа, 1999 -296 с

4 Кшибеков Т Переходный период о некоторых методологических подходах исследования // Евразийское сообщество - 2000 - № 4 (32) - С 74 -77

5 Белов В Н Классический либерализм и русская теоретическая мысль XIX-XX столетий // Философская и правовая мысль Альманах - Саратов-СПб Изд-во «Стило», 2001 -Вып 2 -С 179-187

6 Норт Д Институты, институциональные изменения и функционирование экономики - М Фонд экономической книги «Начала», 1997 - 180 с

7 Джунусова Ж X Институционализация демократии модель западной политологии для посттоталитарных обществ и опыт Республики Казахстан Автореф дис д-ра полит наук 23 00 00 - Алматы, 1996 -32 с

8 Бычеков В М Институты Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъективности - М Российская академия социальных наук, 1996 -976 с

9 Матюхин А А Государство в сфере права институциональный подход -Алматы ВШП «Эдшет», 2000 - 596 с

10 Восток - Запад диалог кучьтур Материалы III международного симпозиума, Алматы, КазНУ им аль-Фараби, 25-27 октября 2001 г - Алматы «Казакуниверситет», 2001 -4 1 -278 с

11 Назарбаев Н А Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана - Астана, 2006 - 44 с

12 Конституция Республики Казахстан - Алматы, 2000 - 44 с

13 Назарбаевы А На пороге XXI века -Алматы ©нер, 1996 -288 с

14 БерманГДж Западная традиция права эпоха формирования -М Изд МГУ, 1994 -592 с

15 Соловьев В С Жизненная драма Платона // Сочинения В 2 т - М Мысль, 1990 -Т 2 - С 582-626

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Жизненный мир общества//Евразия -2004 -№6 - С 29-36

2 О понятиях «посттоталитаризм» и «посткоммунизм» в контексте социально-философских исследований // Адам элем1 - Мир человека - 2004 -№3(21) - С 40-47

3 Посттоталитаризм как предмет социально-философского анализа // Тезисы Республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников «Сейфуллинские чтения -1», посвященной 110-летию С Сейфуллина - Астана Казахский государственный Агротехнический университет им С Сейфуллина, 2005 -

4 Жизненный мир общества и его отражения в социальных науках // Материалы международной научно-практической конференции «Сохранение окружающей среды - важнейшая проблема современности» - Орал Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им Жангир хана, 2005 -С 281 -282

5 Посттоталитаризм как предмет социально-философского анализа // Материалы международной научно-практической конференции «Кластерно-индустриальное развитие аграрного производства основные проблемы и перспективные направления» - Алматы Казахский национальный аграрный университет, 2005 - С 283-288

6 К вопросу о понятиях «посттоталитаризм» и «посткоммунизм» в контексте социально-философских исследований // Вестник КазНУ Серия философия Серия политология Серия культорология -2006 -№1(25) -С 63-

С 130-131

66

Туши

Поделиться с друзьями: