• Рыжкова Екатерина Александровна
  • 2000
  • 24

Становление семейного права Туниса автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Становление семейного права Туниса - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Основные предпосылки реформирования личного статуса в Тунисе
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Основные институты по Кодексу о личном статусе
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Принятие Кодекса о личном статусе и основные направления его развития
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Наследование, завещание и дарение
  • Влияние международной практики на развитие Кодекса о личном статусе Туниса
  • Субсидиарное применение норм гражданского законодательства к регулированию семейных отношений
  • Эволюция законодательства в области товарных знаков стр
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Рыжкова Екатерина Александровна, 2000, 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Актуальность исследования. Мусульманское право - одна из крупных правовых систем современного мира. Многие государства с мусульманским населением заявляют в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам Ислама. В современных условиях в мусульманском мире нет ни одной страны, где действовали бы только нормы мусульманского права, но также нет ни единой страны, где бы они ни оказывали своего влияния на образ жизни и действующее законодательство. Само мусульманское право неизменно и оно «продолжает оказывать заметное влияние на правовое развитие тех стран зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам»1. При этом под влиянием современных реалий многие мусульманские государства предприняли серьезные законодательные реформы, при всем многообразии которых намечается несколько доминирующих тенденций. Одна из них и рассматривается в настоящей работе.

В Исламе основным субъектом права является не индивидуум, а семья2. Институт брачно-семейных отношений в Шариате наиболее консервативен, и потому в исламских странах спор об эволюции мусульманского права часто сводится к спору об эволюции семейного права. Одними из первых реформаторов семейно-правовых норм Шариата стали Муххамед Абдо, Рашид Рида, Касим Амин, выдвинувшие женскую проблему в качестве одной из важнейших.

1 Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. // Правовое положение личности. М., 1987, с.28.

2 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959, с.47.

Представителем этого течения являлся и Тахар аль-Хаддад, выдающийся общественный и политический деятель Туниса, выступавший с требованиями скорейшей эмансипации женщин и реформирования брачно-семейных отношений. Прогрессивная идея критического переосмысления устаревших положений Ислама была поддержана лидерами Нового Дестура и нашла свое воплощение в Кодексе о личном статусе, одном из первых актов независимого Туниса.

За всю свою многовековую историю Тунис, находясь на перекрестке исторических и культурных преобразований, оставался и остается важным звеном мусульманского сообщества с сохранением религиозных и культурно-исторических традиций. Однако будучи в эпицентре межрелигиозных войн еще со времен Карфагена, а также под влиянием торгового и культурного обмена со средиземноморскими государствами, Тунис был вынужден приспосабливаться, в том числе и в юридическом плане, к процессу средиземноморской интеграции, шаг за шагом корректируя свое национальное законодательство и отыскивая приемлемые для традиционного мусульманского общества и современных общеевропейских реалий формы сочетания международно-правовой практики и мусульманского права. В этой связи детальное рассмотрение эволюции правовых аспектов личности и семьи в тунисском обществе весьма интересно не только в познавательном плане. Детальный анализ произошедших в Тунисе во второй половине XX века преобразований правовой базы личности и семьи дает ключ к пониманию будущей эволюции других мусульманских государств, отстающих от этого мусульманского средиземноморского государства в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах в мировое сообщество.

Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенных ошибок и просчетов могут оказать неоценимую помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в

очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Вокруг средиземноморского бассейна существует, несмотря на культурные, религиозные и этнические различия, общность, которую можно назвать «средиземноморским семейным поведением»; это культурное поведение, которое формировалось и закреплялось на протяжении длительного времени. В действительности, отношения между различными странами этого бассейна были достаточно интенсивны уже с античных времен. Средиземноморье - регион, где уже с давних пор предпочитали оставлять женщин для родственников по мужской линии, нежели менять их, и где противились заключению смешанных браков. По этой причине изучение мусульманской семьи Туниса в более широком аспекте средиземноморских семейных структур весьма интересно и Поле'зно.

Первоначально в Тунисе, как и в других исламских государствах, семья была патрилинейной, эндогамной и полигамной при господстве мужчин. Развод являлся односторонним актом, который состоял в отказе мужа от жены. Наследование было также досконально отрегулировано. Начиная уже с первого века Хиджра, правовые каноны такой семьи стали претерпевать существенные изменения.

Коран и обычаи предисламского периода Аравии являются двумя наиболее важными источниками мусульманской семьи, оказавшими основополагающее влияние на формирование статуса семьи в таком обществе и юридических основ в семейных отношениях. Ислам отменил многие старинные обычаи, но сохранил те из них, которые согласно своим предписаниям и заветам соответствовали требованиям нового общества. Юридическая база мусульманской семьи была обогащена на протяжении веков другими источниками мусульманского права: Сунна (деяния и слова Пророка), Кияс (решение по аналогии с тем, что есть в Коране и Сунне) и, наконец, Иджма (согласие всех улм - мусульманских богословов-законоведов).

Первые изменения юридического порядка были результатом различия между шиизмом и суннизмом, а также деления суннизма на четыре школы: ханбалитскую, шафиитскую, ханифитскую и маликитскую. Но наиболее важные изменения коснулись культурного порядка, они явились результатом контактов семьи, как ячейки общества, прежде всего с разнообразием зон культурного исламского пространства.

Начиная со второй половины XIX века, Тунис вместе с другими странами Ислама по ряду причин (прежде всего экономических и финансовых) был очарован Западом. Особенно это влечение к Западу обострилось после Второй мировой войны, когда многие исламские государства были вынуждены, или же почувствовали необходимость развивать свою экономику для улучшения условий жизни и для достижения достойного для человека XX века индивидуального благосостояния.

При этом необходимо напомнить, что в последние столетия мусульманские государства в значительной степени растеряли свои способности к новаторству, а также творческий порыв, присущий такому виду развития. Ислам, осознавая необходимость адаптации религии к условиям меняющегося мира, на протяжении веков под руководством Улем потерял всякую веру в будущее. Считая, что невозможно ничего сделать лучше предшественников, мусульманами было принято решение о закрытии «ворот Иджтихада». Этот страх Улем перед любыми нововведениями повлиял на совокупность философских и социальных воззрений Ислама, оставив без внимания любые толкования источников относительно современных нужд общины3.

Конец XIX и начало XX веков стали временем арабского возрождения («Нахда»), иранского и турецкого реформизма. Многочисленные мыслители старались повысить роль возрождения в исламских странах путем введения соответствующих изменений. Но, несмотря на все их усилия, Запад завоевывал

3 М. СЬагП, 1тг011ис1юп а Гсш<1е (1и с1гои, Тише, 1983, р.67.

все новые территории, и модернизация в этих странах стала во многом синонимом принятия западного образа жизни. Новое законодательство имело мало общего с классическим мусульманским правом4.

В силу указанных обстоятельств модернизация в странах третьего мира проходила либо авторитарно (в случае колонизации) либо добровольно. В первом случае на семейные отношения коренного населения повлияли колониальная администрация и ее судебная юрисдикция, которые не всегда соответствовали традиционным мусульманским законам, а также сосуществование мусульманской и европейской семьи в городах. Решающую роль в поступательности этого процесса сыграло влияние европейской системы образования. Во втором случае, в странах, добровольно выбравших европейский путь развития и испытывавших экономическую зависимость от Запада, юридические реформы, образование, создание школ по модели европейских, а также поведение европеизированной элиты способствовали уже в начале XIX века изменениям в брачно-семейных отношениях.

Необходимо заметить, что, несмотря на эти два типа контактов с Западом, изменения в брачно-семейных отношениях не заслуживали внимания вплоть до Второй мировой войны. Лишь после войны открытость по отношению к Западу и политическая независимость многих исламских стран позволили им встать на путь модернизации.

В течение второй половины XX века под влиянием модернизации и благодаря законодательным реформам юридический статус женщины в тунисском обществе изменился, социальные взаимоотношения между женщиной и мужчиной потеряли свое равновесие. Изменения коснулись многих аспектов внутри определенных слоев городского населения. Главным результатом стало то, что женщины лучше узнали свои права, и оплачиваемая работа, необходимая в связи с экономическими и финансовыми потребностями семьи, сделала их более свободными.

4 Alya Chérif CHAMARI. La femme et la loi en Tunisie. Alger. 1991. p.27.

В процессе анализа мусульманского семейного права наиболее интересными представляются возможные пути его развития. У мусульманского общества сегодня есть выбор между:

переходом к семье западного типа путем односторонней трансформации, в результате требований социально-экономического развития мусульманских стран;

- возвращением не только к модели традиционной семьи, но и к примитивной мусульманской семье, управляемой под влиянием фундаментальных и интегристских идей;

- синтезом мусульманской и западной культур.

Наиболее ярким примером претворения в жизнь третьего пути развития семейного права является именно Тунис, пытающийся создать новый тип современной мусульманской семьи, сохранив базовые принципы исламского общества и имея необходимый динамизм в современном мире. Обогащать не уничтожая, соединяться не отвергая, принимать не принуждая, одним словом «быть собой» вместе со всем культурным прошлым, которое сюда включается, находясь в современном мире, будучи мужчиной или женщиной, со своим достоинством, культурой, современностью и своим взглядом на мир. Таковы условия гармонии, необходимые для осуществления этой политики.

Научные разработки. Вопросы правового регулирования мусульманской семьи так или иначе исследовались учеными-правоведами и востоковедами, однако на современном этапе семейное право Туниса не получило должного комплексного исследования. Тем не менее, существенный вклад в разработку правового регулирования мусульманских брачно-семейных отношений внесли видные ученые-правоведы, востоковеды, историки: В.В. Бартольд, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Г.М. Керимов, И.Г. Нофаль, Т.С. Саидбаев, Л.Р. Сюкияйнен, Л.И. Шайдуллина, однако больше внимания семейному праву Туниса уделяли иностранные авторы: Р. Бенатар, М.

Боррман, Ж. Вердье, П. Дево, Ж.Ладжили, Р. Максуд, К. Мезиу, Л. Прюво, Ж. Рузье, Р. Саббах, Э! Тодд, М. Шамман, Р. Шарль, М. Шарфи и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в комплексном анализе и изучении становления и развития семейного права Туниса, Кодекса о личном статусе 1956 года и последующей эволюции национального законодательства в этом вопросе, его адоптации к реалиям современного мира.

В соответствии с обозначенной целью автор ставил перед собой следующие конкретные задачи:

- проанализировать этапы эволюции семейного права Туниса от преимущественно традиционного мусульманского права до попыток достижения в последние годы Тунисом приемлемого синтеза с международной правовой системой;

- исследовать на примере Туниса основные проблемы, возникшие у развитого мусульманского государства, при реформировании под влиянием текущих социально-политических преобразований в регионе национального законодательства в области личного статуса и семейного права;

- вскрыть основные направления реформирования семейного права, на которые может пойти государство с традиционным мусульманским обществом, желающее не только сохранить свою религиозную особенность, но и интегрироваться в современных реалиях с развитым международным сообществом;

- исследовать вопросы правового регулирования современной семьи в мусульманском обществе;

- обосновать необходимость и способы преодоления выявленных недостатков в разработке и реформировании современного семейного права в мусульманском государстве.

Объектом исследования явились традиционное мусульманское семейное право, международное право, нормы законодательства, регулирующие брачно-

семейные отношения в Тунисе и, прежде всего Кодекс о личном статусе Туниса 1956 года с последующими изменениями и дополнениями, обстоятельно исследовалось гражданское, уголовное, административное, конституционное законодательство Туниса и другие нормативные акты, а также практическая деятельность судебных органов.

Методологическую основу диссертации составили общенаучный аналитический метод познания и ряд частно-научных методов, в частности, сравнительно-правовой и формально-юридический. Это позволило исследовать на примере Туниса проблемы семейного права в мусульманском обществе в их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и объективности.

Научная новнзна исследования заключается в том, что в России впервые предпринята попытка комплексного исследования семейного права Туниса. Сделана попытка проанализировать эволюцию семейного законодательства под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом. Проанализировано состояние и изменение семейного законодательства после принятия Кодекса о личном статусе Туниса в 1956 году. Были исследованы основные направления реформ Кодекса о личном статусе Туниса. Сделана попытка проанализировать правовые проблемы в этой сфере и предположить дальнейшую направленность реформ национального законодательства. С этой целью были выявлены основные возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. На примере Туниса показана возможность приемлемого сочетания норм классического мусульманского права и требований современного миропорядка.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования обусловлена его актуальностью и новизной.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и сформулированные положения, могут быть использованы в научных и практических разработках проблем семейного законодательства, в частности при заключении смешанных браков российскими гражданами, а также в учебном процессе, в ходе преподавания истории государства и права, в частности мусульманского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в двух статьях.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и объемом работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

В заключении обобщаются содержащиеся в диссертации выводы и предложения, а также возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. Здесь сформулированы основные тезисы, выносимые на защиту:

1. Наиболее правильной в современных условиях представляется стратегия постепенного и самостоятельного перехода к реформированию семейного права, обеспечивающая стимулирование заинтересованности населения в признании нового порядка в области брачно-семейных отношений.

2. Развитие семейного права Туниса происходило в рамках мусульманского права, но с учетом большинства прогрессивных идей современного мира. На своем примере Тунис доказал, что, учитывая опыт всех мусульманских школ, возможно эффективно сочетать в рамках действующего законодательства как традиции, так и требования современной действительности.

Основными отличительными чертами семейного права Туниса является законодательный запрет полигамии и признание института усыновления.

Интересным представляется тот факт, что запрет полигамии тунисским законодателем был обоснован только нормами Корана. Тунис лишь единожды нарушил предписания Корана, признав институт усыновления, но и эта реформа не встретила жесткого сопротивления со стороны сторонников традиционного Ислама, так как большинство необходимых обоснований столь радикального шага были найдены в доктрине мусульманского права.

В связи с вышеизложенным автор пришел к выводу, что достичь эффективности современного семейного законодательства в мусульманских государствах возможно лишь с использованием многовекового опыта исламских правоведов, позволяющего найти оправдание изменениям классических устоев в сфере личного статуса.

3. Проанализировав процесс эволюции семейного права Туниса, автор пришел к выводу, что прогрессивное развитие законодательства о личном статусе возможно лишь с признанием роли женщины в исламской семье и обществе. Так, в соответствии с международным принципом равноправия мужчин и женщин Тунис признал за женщиной экономические права, предоставив женщине возможность участвовать в семейном бюджете. Также Кодекс о личном статусе в экономических вопросах признал и родственные связи по материнской линии.

В соответствии с принципом равноправия мужчин и женщин Тунис в ходе проведенных реформ пришел к выводу о необходимости и целесообразности признания за матерью права не только на воспитание, но и на опеку. Несмотря на то. что Тунису еще только предстоит воплотить в жизнь принцип равноправия мужчин и женщин в этом вопросе, само признание за матерью прав на опеку является прогрессивным для мусульманского права.

Др\ гим направлением реформ стало обеспечение нормального существования женщины после развода п\тем создания новой, не известной мусульманскому праву системы гарантий, которая не только не противоречит

исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, с новым правом на развод, картина завершена: с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца, или братьев, далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. При этом при изменении семейного положения женщины ее материальное положение должно сохраняться.

Автор считает возможным предположить, что на современном этапе положение тунисской женщины является наиболее законодательно защищенным по сравнению с положением женщин в других мусульманских государствах. И в этом плане опыт Туниса должен быть использован не только исламскими государствами, но и государствами, значительную часть населения которых составляют мусульмане.

4. Детальный анализ произошедших в Тунисе преобразований законодательства о личном статусе и семье предоставляет возможность определить направление эволюционного процесса мусульманских государств, отстающих от Туниса в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах с мировым сообществом. Так, дальнейшее развитие законодательства о личном статусе будет идти по пути признания принципа равноправия мужчин и женщин и признания за женщиной полного объема прав и обязанностей, предусмотренных нормами международного права. Эффективность реформ будет зависеть от умелого сочетания мусульманского права и международно-правовой практики, для чего должен быть использован прогрессивный опыт всей мусульманской доктрины, вне зависимости от школы.

На примере Кодекса о личном статусе Туниса автор постарался показать возможность эффективного сочетания мусульманской и западной культур. Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенных ошибок и просчетов могут оказать неоценимую

помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Статья «Смешанные браки немусульман с мусульманами».// Московский журнал международного права № 4. М. 1999г. - 1,1 п.л.

2. Статья «Основные направления развития законодательства Туниса о личном статусе».// Московский журнал международного права № 3. М. 2000г. - 1,1 п.л.

Поделиться с друзьями: