• Оверчук Дмитрий Михайлович
  • 2003
  • 23

Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Система профессионально - художественной подготовки студентов на художественно -графических факультетах педагогических вузов
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Место и роль обучения живописи студентов на художественно - графических факультетах педагогических вузов
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Теоретические основы формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно -графических факультетов педагогических вузов
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Цвет как ведущий компонент в изобразительном искусстве
  • Система практических заданий
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Оверчук Дмитрий Михайлович, 2003, 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Актуальность проблемы исследования. В формировании духовного мира школьников, молодежи, их эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств важнейшее значение имеет искусство, и прежде всего, изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно - эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Как известно главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях - воспитать гуманиста, творца с развитой индивидуальностью, с духовными потребностями, способного к творческому труду в любом виде деятельности, готового трудится в новых, рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

Эстетическое образование и воспитание на уроках изобразительного искусства, в системе начального художественно - профессионального и дополнительного образования, как правило, включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое художественно - эстетическое развитие личности школьников, студентов средних и высших учебных заведений, в их духовном становлении.

Актуальность проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения, всех групп населения, предполагающего воспитание человека в условиях красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только б любви, но и в постоянном стремлении к нему, то есть в стремлении постичь эстетический идеал, подчеркивается и тем вниманием, с которым относились к эстетическому воспитанию мыслители, педагоги с древнейших времен. Так Плутарх, Платон, Аристотель, Томазо Кампанелла, Монтень, Роберт Оуэн, Жан Жак Руссо, Д. Дидро, Песталоцци, Ян Амос Каменский и многие другие выдающиеся деятели утверждали, что наряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием, необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетического отношения к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и воспитывать высокие эстетические идеалы и потребности.

Большое значение эстетическому воспитанию придавали выдающиеся деятели русской культуры и педагогики. Различные идеи в этой области образования, культуры мы находим в трудах В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, А Н. Добролюбова, К.Д. Ушинского, И Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, А.С.Макаренко, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, В. А. Сухомлинского и других.

Методологический подход к изучению проблем эстетического воспитания и художественного образования, формирования духовного мира молодежи осуществлен в ряде философских исследований М.Ф Овсянникова. А.И Бурова, М.С. Кагана, Л И Когана, Л И. Колесника, О.В. Ларина, Б Г. Лукьянова, В.А. Разумного, В К Скатерщикова---------■---

ГрОС. НЧЦИОн *.>ъг Ч-Н БИЬЛИОТЬКА СПегерСург

Вопросам теории, методики и практики преподавания художественных дисциплин, эстетического воспитания и развития средствами изобразительного искусства посвящены труды Г.В. Беды, H.H. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, Н.С. Боголюбова, Н.М. Сокольниковой, A.A. Унковского, A.C. Хворостова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева и других известных ученых.

В последние годы необходимость значительного улучшения художественного образования школьников, студенческой молодежи, важность усиления роли искусства в воспитании подрастающих поколений, в формировании их духовного мира, культуры подчеркивается в ряде государственных документов. На это направлены решения коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» ( 24 мая 1995г. ) и совместной коллегии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О состоянии и развитии художественного образования в России» (16 ноября 1999г.).

В данных документах подчеркивается, что содержание художественно - эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Росси и всего мира.

Важнейшим звеном системы эстетического воспитания и художественного образования является подготовка кадров учителей изобразительного искусства. Однако, как уже отмечалось выше, в этом поистине государственном деле имеется много недостатков, присущих всей системе художественного образования. Не случайно, на коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» отмечалось, что современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области художественного образования детей значительно опережает уровень вузовской подготовки будущих учителей.

В процессе подготовки кадров учителей изобразительного искусства одной из основных, ведущих дисциплин является живопись. Назначение этого курса - дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.

Изучение реалистической живописи отечественная художественная школа всегда считала и считает важнейшим условием не только

приобретения живописных навыков, но и формирования мировоззрения художника, воспитание гражданина, патриота Родины.1

Проблема обучения живописи является многоаспектной, многогранной и во многом неизученной до настоящего времени. Особенно это касается теоретических основ и методики формирования колористического воспитания и передачи цвета у обучающихся изобразительному искусству и, в частности, у студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов и институтов.

В научной литературе накоплены определенные данные в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей цветоразличения. Это работы С. С. Алексеева, Л. С. Выготского, К. Ауэра, Л. Герена, В. П. Ершакова, И. Итгена, С. В. Кравкова, В. Оствальда, П. А. Шеварева, П. П. Ревякина.

С позиции рассматриваемой нами проблемы значительный интерес представляют труды таких ученых как К. В. Бардин, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. С. Кузин, А. С. Зайцев, проводивших исследования в области психологии цветовосприятия и эмоциональной реакции на цвет.

Вопросам закономерностей живописного изображения предметов действительности, приемам передачи цветового богатства окружающей действительности художественными материалами уделяли большое внимание такие известные художники, как Леонардо да Винчи, Делакруа, Энгр, Н. П. Крымов, К. Ф Юон, Г. М Шегаль, Б В. Иогансон, А. М Герасимов, П. Д. Корин, Г. К. Савицкий.

Методические аспекты цветовосприятия и цветовоспроизведения в процессе обучения живописи в общеобразовательной школе и в высших педагогических учебных заведениях мы находим в работах В. Г. Беды, Н. Н. Волкова, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, А. А. Унковского, А. П. Яшухина, С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, А. И. Васильева, Н. Я. Маслова.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы затрагивались в докторских диссертациях В. Г. Беды, С. П. Ломова и в кандидатских диссертациях А И. Масленникова, Э. И. Кубышкиной, С. Е. Игнатьева, А А. Васильева, Н. Н Лукина, И. В. Солодухина, В. И. Денисенко, Ю. Н. Окунева, Н П. Меньшикова, К. Тастемирова, Е. А. Хижняк, М. М. Старикова, В. М. Соколинского, В. Н. Клещева, В. А. Басманова, Н Холиной, Ю. В. Коробка, Н. А. Косенко, Н. В. Грибакина, Д 3. Колчиной, А. В. Сизовой и других.

Вместе с тем, анализ диссертаций указанных авторов свидетельствует о том, что ряд важнейших проблем обучения живописи студентов художественно - графических факультетов педагогических вузов остались малоосвещенными. К числу таких относится проблема раскрытия научно-теоретических основ и методики формирования

1 Шорохов Е В .Курнаков А И .Кузин В С .Уиковский А А Живопись, Изобразительное искусство и черчение Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение Для педагогических университетов и институтов -М ,2000,с 152

колористического восприятия в тесной связи с передачей цветового богатства изображаемой действительности у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Все сказанное выше определяет актуальность данной проблемы, решение которой направлено на устранение противоречия между современными задачами подготовки кадров учителей изобразительного искусства и имеющимися недостатками в обучении их предметам специальной подготовки, в частности живописи, композиции, а также недостаточной разработанностью теоретических основ и методики формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов в процессе обучения живописи.

Настоящее диссертационное исследование и посвящено восполнению указанного пробела в теории и методике обучения художественным дисциплинам в высших учебных заведениях.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы и разработать эффективную методику формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов I - V курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов и на этой основе повысить эффективность всей системы профессионально-художественной и методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства

Объект исследования - процесс обучения живописи студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов

Предмет исследования - процесс формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешное формирование колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов и на этой основе повышение эффективности обучения их живописи и в целом художественно-профессиональной подготовки возможно при условиях: изучения истории обучения живописи и анализе современного состояния проблемы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов в процессе их художественно-профессиональной подготовки; раскрытия теоретических основ формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения; раскрытия индивидуально - психологических особенностей в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов; разработки и экспериментальной проверки эффективной методики формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов на занятиях живописью, включающей методические рекомендации и экспериментальную программу для спецкурса «Введение в цветоведение».

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. На основе анализа специальной литературы охарактеризовать историю обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов, ее место и роль в системе художественно-профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и проанализировать современное состояние процесса формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов.

2. Определить теоретические основы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

3 Выявить и обосновать индивидуально-психологические особенности в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов художественно-графических факультетов в процессе их обучения живописи.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективную модель-методику формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов I - V курсов художественно -графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью (экспериментальная программа по живописи для 1-У курсов).

5. Разработать систему методических рекомендаций, упражнений, наглядных таблиц спецкурса для 1-П курсов «Введение в цветоведсние».

Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, педагогов, искусствоведов, посвященные методологии и теории общенаучных и педагогических исследований, теории и методики художественного образования, культурологии, преподавания изобразительных дисциплин.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих занятия по живописи на художественно-графических факультетах в педагогических вузах;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический эксперимент;

- изучение продуктов деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов - учебных и творческих (композиционных) работ по живописи.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на художественно-графическом факультете Московского государственного открытого педагогического университета имени М А. Шолохова В эксперименте участвовали студенты I - V курсов

Исследование проводилось в два этапа с 1997 по 2002 гг.

На первом этапе (1997-1998 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы на художественно -графическом факультете Московского государственного открытого педагогического университета имени М. А. Шолохова.

Анализ литературных источников, включая диссертационных исследований, инструктивных материалов, логически завершился определением объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, разработкой экспериментального содержания курса обучения живописи на I - V курсах художественно-графического факультета (экспериментальная программа, методические рекомендации), разработкой методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов

Второй этап работы (1998 — 2002 гг.) включал в себя экспериментальную проверку нового содержания курса обучения живописи на 1-Й курсах художественно-графического факультета, проверку разработанной диссертантом, экспериментальной методики (педагогических методов, приемов и средств) формирования у студентов колористического восприятия и цветовоспроизведения, подведение общих итогов проведенного исследования. На втором этапе исследования продолжился и анализ литературных источников, инструктивных и программных материалов, анализ состояния преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

На протяжении всего периода проведения исследования изучался и учитывался как положительный, так и отрицательный опыт, наблюдаемый в практике обучения живописи и прежде всего, на художественно-графических факультетах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что частично уточнена история обучения живописи на художественно-графических факультетах включая одну из важнейших проблем методики обучения живописи - формирование колористического видения будущих художников педагогов; раскрыты теоретические основы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, исходя из современных данных о физической природе цвета, физиологических закономерностях восприятия цвета и его психологическом воздействии

Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании индивидуально-психологических особенностей в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов художественно-графических факультетов (установлено 3 индивидуально-психологических типа колористического восприятия и воспроизведения

цвета у студентов - 1-й тип - «Индиьидуально-психологический тип с преимуществом восприятия цвета и его воспроизведения в теплом цветовом колорите», 2-й тип - «Индивидуально - психологический тип с преимуществом восприятия и воспроизведения одета в холодном цветовом колорите», 3-й тип - «Индивидуально-психологический тип без преимущественного восприятия и воспроизведения цвета в теплом или холодном колорите - смешанный тип»); в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективной методики формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов I - V курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы методических рекомендаций, упражнений и экспериментальной программы спецкурса «Введение в цветоведение», наглядных пособий -таблиц для курса живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по художественным дисциплинам в вузах, при корректировке государственного стандарта для художественно-графических факультетов педагогических вузов, при создании новых поколений учебно-методических комплектов по живописи для высших и средних специальных (художественных) учебных заведений.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-эксперименгальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, культурологии, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования школьной и студенческой молодежи, достижений вузовской педагогики

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на конференциях Отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования (1999, 2001 гг), на совещаниях по проблемам эстетического воспитания и профессионально-художественной подготовке специалистов в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1999-2002 гг.), на заседаниях кафедры живописи Московского государственного открытого педагогического университета им М А Шолохова, а также освещались в публикациях автора

ВЫВОДЫ

В заключении диссертации подводятся итоги проведенной исследовательской работы, сформулированы общие выводы.

1.В современных условиях курс обучения живописи в системе художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов по-прежнему является одним из основных, ведущих учебных курсов, одной из фундаментальных учебных дисциплин, обеспечивающих не только художественно-профессиональное образование, но и общую художественно-эстетическую подготовку, общее развитие личности студента.

2. Центральной проблемой успешного обучения живописи студентов художественно-графических факультетов 1-У курсов является проблема разработки эффективной методики формирования колористического восприятия и передачи (воспроизведения) цвета в живописи у студентов.

Одновременно качественное формирование колористического восприятия и передачи цвета у студентов является необходимым условием успешного овладения ими практическим курсом живописи с I по V курс включительно.

Данные положения полностью относятся и к процессу обучения живописи на факультетах искусств других профилей вузов.

3 Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, и решение всех поставленных задач. У студентов было сформировано колористическое восприятие и способность передачи цвета и на этой основе повысить эффективность обучения их живописи и в целом художественно-профессиональной подготовки. Определенные в работе условия (изучение истории обучения живописи, анализ современного состояния проблемы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов в процессе их художественно-профессиональной подготовки, раскрытие теоретических основ формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов и др.) были экспериментально проверены и получили подтверждение как важные и необходимые в решении проблемы исследования.

4 Проведенный эксперимент убедительно доказал значительно более высокую эффективность разработанной нами методики формирования колористического восприятия цвета и цветовоспроизведения у студентов IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью по сравнению с традиционной методикой

5 Успешное обучение живописи и формирование колористического восприятия цвета и цветовоспроизведения у студентов тесно, органично связано с успешным овладением ими других учебных художественных

дисциплин - рисунком, композицией, декоративно-орнаментальным искусством, историей изобразительного искусства.

6. Итоговое суммирование многочисленных определений колорита и косвенных замечаний отдельных художников, психологов, методистов, позволило нам выделить ряд общих (для большинства определений, высказываний, замечаний) и, вместе с тем, специфических черт колористической живописи.

Рассматриваемая в диссертации проблема исключительно многоаспектна и является одной из ключевых и приоритетных в теории и методике преподавания художественных дисциплин, в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства и требует дальнейшего изучения.

Список работ, опубликованных соискателем по теме диссертации

1 Оверчук Д М., Сокольникова Н М Особенности изучения цветоведения учащимися 1 - 8 классов на занятиях изобразительным искусством Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОПУ, 1998 -с 74-75

2 Оверчук Д М Изучение вопросов цветоведения в процессе обучения живописи студентов художественно - графических факультетов Сборник научных трудов. - М РИЦ МГОПУ, 1999 - с 126-136

3 Оверчук Д М Вопросы цветовой гармонии на занятиях по живописи со студентами начальных курсов художественно - графическое факультета Сборник научных трудов. - М/ Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. - с 246-247

4. Оверчук Д М Методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно - графических факультетов педагогических вузов Пособие для студентов - М ИОО МО РФ, 2002.-48 с.

Поделиться с друзьями: