• Коростелева Наталья Ивановна
  • 2004
  • 22

Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Воспитания ценностного отношения
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Произведениям музыкального искусства
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Содержание системы педагогических воздействий по воспитанию ценностного отношения младших школьников к музыкальным произведениям
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Педагогические условия воспитания ценностного отношения к образованию
  • Реализация модели воспитания ценностного отношения младшего школьника к образованию
  • Использование наглядных материалов на уроках изобразительной деятельности, развивающих художественный вкус младших школьников
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Коростелева Наталья Ивановна, 2004, 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из устойчивых тенденций развития современной школы является переход к ценностной парадигме. Происходит аксиологизация мирового образовательного пространства, которая ведет к необходимости определения ценностных приоритетов модернизации российского образования. Осуществляется переход к гуманистической образовательной парадигме, важнейшим компонентом которой является ценностное отношение к изучаемой действительности, способствующее развитию личности. Однако современный этап развития общества отличается тем, что наблюдается разрушение стереотипов жизненных ценностей и приоритетов, обесценивание эстетической значимости искусства, что можно преодолеть воспитанием ценностного отношения к нему.

Основными понятиями современных наук об образовании: философии, социологии, психологии, педагогики - становятся понятия ценности и ценностного отношения (АВ.Кирьякова, Н.И.Непомнящая, З.И.Равкин). В современной педагогической литературе представлены результаты исследований, посвященные различным аспектам воспитания ценностного отношения к учебным предметам и другим сферам окружающей жизни, обладающим воспитательным потенциалом (Р.А.Ахмадеева, Л.В.Безрукова, Ю.ОТалущинская, А.АХеворкян, А.СКалинин, С.В.Пазухина, О.П.Филатова, О.1\Хмелева и др.). Формированию ценностного отношения к искусству учителей начальных классов посвящена работа PJV-Ахмадеевой, Воспитание ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству до сих пор не исследовалось. Мы понимаем под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

В научно-методическом аспекте проблема воспитания ценностного отношения к музыкальному искусству недостаточно изучена, необходимо создание технологии, позволяющей в младшем школьном возрасте заложить основу для создания системы эстетических ценностей на последующих этапах музыкального образования школьников, особенно к произведениям музыкальной классики," составляющих «золотой фонд» культурного наследия, а образовательный стандарт в области искусства требует от учащегося сформированной системы ценностей, в том числе в сфере музыкального искусства.

В работах отдельных теоретиков и практиков в области музыкальной педагогики прослеживается обращение к ценности произведений музыкального искусства (А.А.Пиличяускас, Г.С.Тарасов), утверждение о необходимости формирования системы ценностных отношений к произведениям музыкального исхусства (Р.А.Ахмадеева, Э.К.Туркина), указание на важность разви-

I- . 1|Л1о>...... • .

3 I БИБЛИОТЕКА {

'|| т |#

тия оценочного, эстетического отношения к искусству (Д.К.Бусурашвили, А.Ф.Лобова, Л.П.Маслова, С.А.Фадеева), на искусство как средство формирования цепностных ориентации (Е.А.Бодина, Э.В.Зауторова, Р.П.Шульга). Однако в настоящее время не определены условия воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, не найдены соответствующие формы и методы руководства этим процессом. Анализ литературы по педагогике и психологии показал неполноту и несовершенство исследований, направленных на воспитание у учащихся ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Это дало основание для поиска педагогической технологии, воспитывающей ценностное отношение к произведениям музыкального искусства у учащихся общеобразовательной школы для того, чтобы преодолеть ряд противоречий между:

выработанной, объективно существующей в культуре, сложившейся системой эстетических ценностей и утратой их зпачимости для подрастающего поколения;

значительным объемом музыкальной информации, получаемой школьниками в процессе музыкального образования, и неадекватным восприятием ее эстетической значимости;

значимостью музыкального искусства, необходимостью реализации его ценностных аспектов и несовершенным научным обоснованием процесса воспитания ценностного отношения к нему младших школьников; На основании анализа противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в поиске и выборе технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Объект исследования - образовательный процесс на уроках музыки в средней школе.

Предмет исследования - технология, обеспечивающая воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Цель исследования — выявить потенциальные возможности технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства.

Гипотеза исследования заключается в том, что:

1. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства у младших школьников, вероятно, является отношением, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

2. Основными показателями ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, возможно, являются: осознанность музыкальных

переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству. 3. Воспитание ценностного отношения к музыке у младших школьников может быть основано на технологии, включающей эмоциональный, ког-питивный и поведенческий компоненты и базирующейся на специально организованном накоплении музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализации витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; на проекции накопленного витагенного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применении методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применении в учебном процессе ситуации успеха.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства» и выявить особенности его проявления в младшем школьном возрасте.

2. Выявить признаки и показатели уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства младших школьников.

3. Обосновать потенциальные возможности теории витагенного образования с позиции общего музыкального образования для разработки и реализации технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства. Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория

ценностей (С.Ф-Анисимов, Ю.Б.Борев, ВА-Василенко, Г.П.Выжлецов,

A.В.Гулыга, О.Г.Дробницкий, МСКаган, ЛЛ.Столович, В.П.Тугаршюв); теория отношений (В.Н.Мясищев), теория витагешюго образования (А.СБелкин); работы в области ценностного ориентирования личности (И.Ю.Горская, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Н.И.Непомнящая,

B.А.Паппурин, ВА.Сластенин, Г.И.Чижакова, Р.П.Шульга); работы, исследующие ситуацию успеха в учебном процессе (А.С.Белкин, Е.В.Коротаева, Л.В.Смирпова, Г.И.Щукина, и.т.д.); работы, исследующие аксиологические аспекты музыкального искусства (Е.А.Бодина, В.ШЗолков, Л.СВыготский, Е.ЮГлазырина, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, А.ФЛобова, Е.В.Назайкинский, И.Н.Немыкина, В.И.Петрушин, А.А.Пиличяускас, В.М.Подуровский, Г.П.Сергеева, Н.В.Суслова, Н.Г.Тагильцева, Г.С.Тарасов, Л.В.Школяр, Т.СШмагина и др.).

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение, анализ научных источников педагогической,

психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение, моделирование), эмпирические (наблюдение, методы педагогической диагностики, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы с учащимися и родителями, опытно-поисковый метод).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996 - 2001 г.г.) проводился анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщался педагогический опыт с целью обеспечения методологической основы исследования и выявления в системе музыкального образования современных тенденций. Формулировались тема, цель, задачи исследования. Проводились анкетирование, интервьюирование родителей и учащихся, изучалось состояние ценностного отношения к произведениям музыкального искусства.

На втором этапе (2001 -2002 г.г.) конструировался процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства и выявлялись приемы и методы воздействия учителя на учащихся. Выявлялись признаки и показатели ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у младших школьников. На основе анализа, синтеза и сравнения разрабатывалась технология воспитания у младших школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на уроках музыки.

На третьем этапе (2002 — 2004 г.г.) осуществлялся формирующий этап опытно-поисковой работы, апробировались педагогически целесообразные способы и средства воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, обобщались, осмысливались и оформлялись результаты работы.

Базой исследования была МОУ СОШ № 151, 152, 181 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе участвовали 100 школьников, принятых в 1-й класс МОУ СОШ № 151 в 2002 г.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, корректностью методов сбора и проверки эмпирического материала, обеспечивающей перепроверочную надежность, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

1. Обоснованы педагогическая целесообразность и необходимость воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства учащихся младшего школьного возраста.

2. Выявлены показатели уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства в младшем школьном возрасте:

осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству. 3. Создана технология воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у младших школьников, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и основанная на специально организованном накоплении музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализации витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; на проекции накопленного вита-генного, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применении методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применении в учебном процессе ситуации успеха.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность понятия «ценностное отношение к произведениям музыкального искусства». Выявлено значение витагенного, в том числе музыкального опыта в воспитании ценностного отношения учащихся к произведениям музыкального искусства- Витагенный опыт является содержательной основой всех происходящих у учащихся процессов музыкального мышления. Практическая значимость исследования заключается в том, что: созданная технология воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства позволила более полно реализовать цель музыкального образования в условиях школьного урока музыки; предлагаемая технология открыла более широкие перспективы для дальнейшего музыкально-эстетического и эмоционального развития младших школьников;

данная технология позволила заложить у учащихся механизмы ценностного отбора, способность критически подходить к музыкальным явлениям в окружающей жизни. .

. Апробация и впедренне результатов исследования. Материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора, обсуждались па 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001), Международной научно-практической конференции «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (Екатеринбург, 2001), ряде научно-практических конференций студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2002, 2003,2004), межрегиональной паучно-практической конференции «Социально-педагогические проблемы воспитания» (Екатеринбург, 2002), Междуна-

родной научно-практической конференции «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования» (Екатеринбург, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003).

Учебно-методическое пособие «Просились в сердце звуки скрипки...», опубликованное нами в соавторстве с К.П.Матвеевой и Л.В.Матвеевой, широко используется в учебных учреждениях Урала (Челябинск, Екатеринбург, Свердловская и Тюменская области), Сибири (Томск, Красноярск), Далынего Востока (Благовещенск-на-Амуре), Ямало-Ненецкого (Салехард, Новый Уренгой) и Ханты-Мансийского (Ханты-Мансийск, Нягань, Нижневартовск) автономных округов.

Основные результаты исследования наиболее полно внедрены в практику преподавания музыки в общеобразовательных школах № 151, 152, 181 г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание ценностного отношения к произведениям музыкального искусства должно начинаться с младшего школьного возраста, с самого начала систематических музыкальных занятий в общеобразовательной школе. Его содержанием становится эстетическое отношение к музыке как к виду искусства, концентрирующему в себе моральный, эмоциональный и психический опыт, являющемуся одним из источников познания, который упорядочивает и преобразует субъективный опыт человека.

2. Основными показателями уровней воспитанности ценностного отношения к произведениям музыкального искусства являются: осознанность музыкальных переживаний, готовность ребенка к адекватной рефлексивной оценке музыкальных явлений, практически-действенные проявления потребности и интереса по отношению к музыкальному искусству.

3. На основе анализа целевой функции музыкального образования выявле-пы теоретические основания для разработки технологии воспитания ценностного отношения к музыке у младших школьников. На начальном этапе музыкального образования младших школьников этими основаниями являются: специально организованное накопление музыкального опыта учащихся в различных формах музыкальной деятельности; актуализация витагенного опыта учащихся в процессе различных форм музыкально-исполнительской деятельности; проекция накопленного витаген-иого, в том числе музыкального, опыта на объект отношений (музыкальное искусство); применение методов и приемов, стимулирующих формирование индивидуальной ценностной позиции и активной поведенческой позиции каждого учащегося в учебном процессе; применение в учебном процессе ситуации успеха.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 291 источник, приложений.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Коростелева Н.И., Матвеева К.П, Матвеева Л.В. «Просились в сердце звуки скрипки...»: Двенадцать бесед для школьников о скрипичном искусстве: Учеб.-метод. пособие /УрГПУ. Екатеринбург, 1998. - 7,5 пл. /2,5 пл.

2. Коростелева Н.И., Матвеева К.П., Матвеева Л.В. «Просились в сердце звуки скрипки...»: Двенадцать бесед для школьников о скрипичном искусстве: Аудиоряд к учебно-методическому пособию /УрГПУ. Екатеринбург, 1998. - 0,3 пл. /0,1 пл.

3. Коростелева Н.И. Философские и педагогические аспекты формирования ценностного отношения учащихся к произведениям музыкального искусства //Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержите, формы, методы. Сб. науч. тр. /УрГПУ. Екатеринбург, 2001,03 пл.

4. Коростелева Н.И. Роль жизненного опыта ученика в воспитании и обучении (к теории вопроса) //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы 1-ой Международной межвуз. науч.-практ. конф. ТЗ. /УрГПУ. Екатеринбург, 2001. -0,1 пл.

5. Коростелева Н.И. Формирование у детей ценностного отношения к произведениям музыкального искусства //Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие: Материалы Международной науч.-практ. конф. Т.1. /УрГПУ. Екатеринбург, 2001.-0,1 пл.

6. Коростелева Н.И. Основные положения теории витагенного образования и концепция преподавания музыки в общеобразовательной школе //Музыкальное образование детей и юношества: Материалы науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ /УрГПУ. Екатеринбург, 2002.- 0,1 пл.

7. Коростелева Н.И. Ведущие факторы приобретения и накопления ребенком музыкального опыта //Социально-педагогические проблемы воспитания: Тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 2002.- 0,2 пл.

8. Коростелева Н.И. Преломление идей теории витагенного образования в современной методологии, теории п методике музыкального образования //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Сб. науч, статей, Вып. 2. /Чувашский гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2002,- 0,3

HJL

9. Коростелева Н.И. Становление ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Сб. науч. тр., Вып. 3 /Чувашский гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2002. - 0,3 пл.

10. Коростелева Н.И. Ценности современного образования как социальная проблема //Актуальные проблемы теории и практики социальной работы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования», 42 /УрГПУ. Екатеринбург, 2002. - 0,1 пл.

11. Коростелева Н.И Музыкальный опыт и его диагностика в условиях общеобразовательной школы //Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы второй пауч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ / УрГПУ. Екатеринбург, 2003 - 0,1 пл.

12. Коростелева Н.И. Некоторые вопросы технологии витагенного обучения в учебном процессе на уроках музыки //Человек в мире культуры: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 2003. - 0,2 пл.

13. Коростелева Н.И. Формирование ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у младших школьников (по результатам констатирующего обследования) //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Сб. науч. тр. Вып. 4. /Чувашский гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2003. - 0,3 пл.

14. Коростелева Н.И. Проблема воспитания цешюстпого отношения к произведениям музыкального искусства в педагогической концепции Д.Б.Кабалевского //Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы третьей науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ /УрГПУ. Екатеринбург, 2004 - 0,1 пл.

Поделиться с друзьями: