• Федосова Ксения Александровна
  • 2007
  • 26

Заговоры в обряде первого выгона скота: принципы варьирования и стратегии текстопорождения в устной и письменной традиции автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Заговоры в обряде первого выгона скота: принципы варьирования и стратегии текстопорождения в устной и письменной традиции - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 10.01.09 — Фольклористика
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Устная заговорная традиция обряда первого выгона скота
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Мифологические представления как фактор текстообразования и бытования обряда
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Письменная заговорная традиция обряда первого выгона скота
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Мотивный фонд отпуска
  • Система канонических православных текстов и практик как контекст бытования отпуска
  • Отпуск в устном бытовании
  • Функции мотивации в сфере обиходно-разговорного стиля диалекта
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Федосова Ксения Александровна, 2007, 10.01.09 — Фольклористика

Актуальность темы

В первые постсоветские десятилетия изучение традиционной обрядности оказалось на пике научного интереса. Сыграли рочь такие факторы, как снятие табу с этой проблематики, введение в оборот новых данных, полученных с помощью новейших средств фиксации традиции, активное знакомство с опытом зарубежных этнографов, уделяющих обряду особенное внимание Именно на материале традиционных обрядов, и прежде всего календарных и окказиональных, в эти годы были опробованы самые разные методы и подходы

Изобилие экспериментальных работ позволило за короткий срок поднять изучение обряда на кардинально новый теоретический уровень, обновить исследовательский инструментарий Как следствие, появилась целая плеяда блестящих работ, посвященных традиционной календарной обрядности Среди них книга О А Пашиной (Календарно-песенный цикл у восточных славян М, 1998), рассмотревшей цикл календарных песен и обрядов как единую систему, исследование Г В Лобковой (Древности Псковской земли Жатвенная обрядность Образы, ритуалы, художественная система. СПб, 2000), посвященное жатвенной обрядности и ее системным связям, монографии Т.А Агапкиной (Этнографические связи календарных песен Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян М., 2000; Мифопоэтические основы славянского народного календаря Весенне-летний цикл М, 2002) об этнографических связях календарных песен и о весенне-летнем цикле в народном календаре Представляется, что указанные работы при всей разнице исследовательских приоритетов, специфике материала и дру1их особенностях развивают общие принципы анализа календарного обряда

Среди этих прииципов выделяются несколько основных 1 Комплексность подхода, которая обусловливает привлечение самого разнообразного материала (вербального, акционального, реального, музыкального, речевого и др ) и позволяет рассмотреть обрядовую традицию как органическое целое 2 Теоретическая предпосылка комплексности -системный взгляд на обрядовые практики как на часть общеславянской духовной культуры в ее локальных проявлениях Этот взгляд во многом опирается на концепцию инклюзивности фольклора, разработанную Б Н. Путиловым 3 Методологическая основа комплексности - внимание к анализу функциональности обрядового факта или, употребляя более точный и емкий термин, его прагматике. 4 Важная составляющая организации комплексного исследования - активное использование локально определенных полевых данных с опорой па собственные полевые наблюдения и эксперименты

Предлагаемая диссертация следует указанным принципам В содержательном плане она с одной стороны, продолжает линию системного анализа традиционного календарного обряда, с другой - развивает ее, принципиально смещая фокус исследования с выявления архаических мифоритуальных констант на анализ актуальных системных связей и содержания, релевантного для самого носителя культуры Такой переход оправдан спецификой само1 о материала именно скотоводческая обрядность, тесно связанная с хозяйственной деятельностью, тяготеющая к окказиональному использованию и потому особенно мобильная, позволяет перебросить мост от реконструкции мифопоэтической системы к анализу синхронных процессов трансформации обряда

Новизна исследования

Новизна предлагаемой диссертации связана с выбором объекта и предмета (проблематики) исследования, который, в свою очередь, определил методико-методологические новации

В основу исследования легло сопоставление двух типов магических практик - профессиональной и непрофессиональной традиции первого вьп она скота Будучи объединены во времени и пространстве, в отношении семантики и функциональной нагрузки, эти традиции, гем не менее, существуют параллельно, не пересекаясь, используя собственные специфические формы и не могут быть соотнесены напрямую, а только с учетом широкого системного контекста Видимо, трудоемкость подобного сопоставления и сложность подбора достаточного объема данных стали причиной того, что до сих пор подобного исследования не было осуществлено ни на материале выгонных обрядов, ни других, бытующих в устной и письменной версиях

Комплексность исследования выражается и в широте круга привлекаемых источников информации впервые в фольклористической работе системно рассматривается не только корпус текстов, не только сопровождающие их этнографические описания, но и контекст таких записей - спонтанные реплики и ремарки исполнителей Привлечение указанного источника позволяет поставить вопросы, связанные с ролью носителя традиции в бытовании феноменов культуры и с реконструкцией внутренней (аутентичной) точки зрения на происходящие в традиции процессы

Необходимость качественной и адекватной обработки столь разнообразного материала, задача анализа сложного явления в его целостности обусловила использование комплекса методик, которые позволили охватить уровень смысла (языковой и культурной семантики) текста и обряда, уровень языка, уровень структуры и формы обрядового текста, уровень структуры и содержания (контента) речевого высказывания, уровень фонового контекста Новаторским является как применение такого методического комплекса, так и ряд входящих в его состав специальных, не разработанных в фольклористике подходов

Методология и методика исследования

Решение тех или иных задач в рамках разработки общей проблемы потребовали использования разных методов На подготовительном этапе, при сборе полевого материала, были использованы методы интервьюирования и включенного наблюдения

Для исследования отдельного обрядового типа применялся описательный метод и метод структурно-семантического анализа Обрядовому тексту было уделено особенное внимание для его всестороннего рассмотрения привлекался ряд методик, разработанных в фольклористике (предикативный анализ) и лингвистике (синтаксический, семантический, дистрибутивный анализ, анализ актуального членения высказывания) Применение сравнительно-сопоставительного метода дало основания для соотнесения разных типов обрядов. Использование метода системного анализа и социологической методики количественного анализа (контент-анализа) позволили восстановить системный контекст - границы «жизненного пространства», общего для всех рассмотренных обрядовых типов

Материал

Работа выполнена с привлечением как опубликованных, так и архивных материалов, собранных на Русском Севере Среди первых

- классические сборники конца XIX - начала XX века, такие как «Великорусскиезаклинания» (Сост ЛН Майков СПб, 1994), собраниеНН Виноградова «Заговоры, обереги, спасительныя молитвы и проч.» (1907 -1908), собрание ПС Ефименко «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии (М., 1877), «Песни, собранные ПН Рыбниковым» (М , 1861 Ч 3-4),

- современные сборники, представляющие одну или несколько локальных традиций Русского Севера «Русские заговоры и заклинания» (М., 1998); «Заговоры и заклинания Пинежья» (Сост А А Иванова. Карпогоры,

1994), «Нижегородские заговоры» (Сост. А В Коровашко, Нижний Новгород, 1997), «Вятский фольклор Заговорное искусство» (Сост А А Иванова Котельнич, 1994), «Русские заговоры Карелии» (Петрозаводск, 2000), «Молитвы, заговоры и заклинания на все случаи жизни» (Сост К Шумов Пермь, 1992), «Пыщуганье Традиционный район Пьицугского района Костромской области» (вып V, Пыщуг, 2001),

- отдельные публикации в специальных периодических изданиях («Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Олонецкий сборник», «Отечественные записки», «Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера», «Этнограф-исследователь», «Актуальные проблемы полевой фольклористики», «Мужской сборник» и некоторые другие) и губернских ведомостях (архангельских, олонецких, новгородских, вологодских)

Среди вторых - архив кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ (далее - АКФ) и архив Лаборатории фольклористики историко-филологического факультета РГГУ (далее АЛФ), а также личные архивы А А Ивановой и авюра исследования

Научная и практическая значимость работы

Непосредственные содержательные результаты диссертации могут быть использованы для подготовки раздечов учебных курсов и пособий, посвященных изучению традиционного обряда Практическое применение результатов возможно, во-первых, в издательском деле, во вторых, в полевой фольклористике Так, ход исследования и возникавшие на разных этапах проблемы с базой источников позволили выработать и методически обосновать ряд принципов отбора и систематизации материала, которые могут быть положены в основу нового тина комплексных издании обрядового фольклора Кроме того, проведенное исследование подготавливает почву для организации комплексного полевого

эксперимента, посвященного современному бытованию традиционных обрядовых практик в системе локальной культуры

Апробация и публикации

Отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов, обсуждавшихся на следующих научных конференциях: Международная научная конференция молодых ученых «Ломоносов» (1999, 2000 гг, МГУ, Москва), Языки традиционной культуры (2000, 2001, 2002 гг, РГГУ, Москва), Славянская традиционная культура и современный мир (2003 г, ГРЦРФ, Москва), «Герценовские чтения» (2004 г, Кировская универсальная областная научная библиотека им А И Герцена, Вятка), Первый Всероссийский конгресс фольклористов (2005 г, ГРЦРФ, Москва), а также на заседаниях постоянно действующего методологического семинара «Актуальные проблемы полевой фольклористики» (2003 г, МГУ, Москва)

По материалам диссертации опубликованы статьи общим объемом 4,7 а.л (список прилагается в конце автореферата)

Основные положения диссертации представлены в статьях

1 Вятская зашворно-заклинательная традиция проблемы собирания и систематизации//Вятский родник Киров, 2001 С 32-35 (0,2 ал)

2 Современное состояние традиционной магической практики Зюздинского (Афанасьевского) края // VIII Герценовские чтения (Материалы научной конференции) Киров, 2002 С 66-72 (0,4 ал)

3 Заговоры и приговоры форма бытования и способы фиксации традиционной магической речевой практики // Актуальные проблемы полевой фольклористики Выпуск 2 Москва, 2003. С 37-42 (0,5 ал)

4 Великочетверговая магия (по материалам экспедиций МГУ в Кировскую область) // Актуальные проблемы полевой фольклористики Выпуск 2 Москва, 2003. С 257-267 (0,8 а л )

5 Образная система заговоров от тоски (к вопросу о вариативности фольклорной традиции) // Поэтика фольклора сборник статей к 80-летнему юбилею профессора Владимира Прокопьевича Аникина Москва, 2005. С 39-48 (0,6 ал)

6 Композиционный строй пастушьих отпусков // Традиционная культура №2(22) 2006 С 48-57 (0,8 а л.)

7 Машческии текст в полевом интервью ремарки исполнителя как источник информации // (в печати) (0,4 а.л.)

8 Пастушеские отпуски человеческий фактор в рукописной фольклорной традиции // Вятский родник Киров, 2006 (в печати) (0,4 ал)

9 Письменный заговор в устном бытовании слово и действие в пастушьих отпусках // Текст и контекст в фольклоре М., ГРЦРФ, 2007 (в печати) (0,7 ал)

Поделиться с друзьями: