• Бахтияров Руслан Анатольевич
  • 2008
  • 24

Живопись блокадного Ленинграда автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Живопись блокадного Ленинграда - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладов Ознакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Деятельность Ленинградского отделения Союза советских художников в период блокады
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Портретная живопись блокадного Ленинграда
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Пейзажная живопись блокадного Ленинграда
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Искусство, литература и другие компоненты гуманитаризации образовательного процесса
  • Экспериментальная апробация концептуальной модели биологического образования с гуманитарным компонентом
  • Экспериментальная программа обучения биологии с гуманитарным компонентом и дидактический инструментарий ее реализации
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Бахтияров Руслан Анатольевич, 2008, 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Живопись блокадного Ленинграда представляет собой значительное исто-рико-художественное явление. Живописные произведения, созданные в осажденном городе, в совокупности представляют собой бесценную художественную летопись блокады и битвы "за Ленинград. Они занимают важное место как в творчестве их авторов, так и в истории советского искусства. В настоящее время мы располагаем достаточно большой временной дистанцией, позволяющей дать живописи блокадного Ленинграда взвешенную, объективную оценку и рассмотреть ее не изолированно, но в контексте тех тенденций, которые направляли развитие советской живописи в 1930-е гг. и в период Великой Отечественной войны. В представленном исследовании выявляются основные факторы, оказывавшие влияние на творческую деятельность художников, работавших в блокадном Ленинграде, и анализируются особенности образного решения созданных в данный период живописных произведений.

Актуальность исследования. На фоне обширной и продолжающей увеличиваться научной литературы, посвященной военному, политическому и бытовому аспектам блокады Ленинграда, еще более ощутимой становится потребность в исследованиях, где объектом научного анализа является художественная культура этого времени. Она представляет собой целостное, имеющее четкие географические и хронологические рамки явление и обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной прежде всего уникальностью блокады Ленинграда, не имеющей примеров в мировой истории. Между тем до сих пор отсутствует серьезная обобщающая работа, посвященная изобразительному искусству блокадного Ленинграда и призванная ликвидировать существенный пробел в изучении истории советского искусства военного времени. Такая работа может появиться на основе специального научного исследования всех видов искусства, получивших развитие в творчестве ленинградских художников в период блокады. С этой точки зрения представляется актуальным выбор в качестве объекта исследования живописи блокадного Ленинграда, необходимость исследования которой неоднократно отмечалась в искусствоведческой литературе.

Степень научной разработанности темы. Искусствоведческие работы, непосредственно посвященные искусству блокадного Ленинграда, имеют обзорный характер. В них упоминаются основные сведения и факты, связанные с художественной жизнью этого времени, а оценочные суждения, высказанные в отношении конкретных произведений, преобладают над углубленным анализом их содержания и стилистики. Эти произведения, как правило, рассматриваются изолированно друг от друга, а также вне связи с тенденциями, г~х определявшими развитие советского и, в частности, ленинградского искусст- ^ ва в 1930-е гг.

Необходимо отметить, что длительное время серьезному изучению живописи города-фронта препятствовала точка зрения, согласно которой многие выполненные в интересующий нас период живописные работы представляли собой лишь «подготовительный материал» на пути к завершенным полотнам, посвященным теме блокады и битвы за Ленинград. Эта мысль, впервые высказанная искусствоведом А. И. Замошкиным во вступительной статье к каталогу состоявшейся в 1943 г. выставки «Великая Отечественная война», часто повторялась во многих общих трудах и работах, посвященных советскому искусству военного времени и искусству блокадного Ленинграда.

Некоторые важные вопросы, связанные с живописью осажденного города, впервые были достаточно широко освещены в отдельных статьях, включенных в изданный в 1948 г. альманах «Изобразительное искусство Ленинграда». Между тем наметившаяся в этих статьях тенденция к углубленному изучению живописи города-фронта так и не получила закономерного развития. Продолжавшееся в течение полугора лет так называемое «ленинградское дело», имевшее поначалу, в 1949 г. исключительно политическую подоплеку, в итоге самым негативным образом сказалось на разных сферах жизни Ленинграда, в том числе на его художественной культуре. Расформирование Музея обороны Ленинграда, произошедшее в начале 1950-х гг., фактически подразумевало негласный запрет на открытое прославление подвига города-фронта, что в результате приостановило научное изучение его искусства.

Следующая работа, посвященная изобразительному искусству этого времени - сборник «Художники Ленинграда в годы блокады» - появилась только в 1965 г. Этот сборник и вышедший в свет два десятилетия спустя альбом «Художники осажденного города» в известной степени компенсировали отсутствие всестороннего научного исследования живописи города-фронта. Отдельные аспекты данной темы затрагиваются также в изданной в 1951 г. книге «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны», в фундаментальном исследовании П. К. Суздалева «Советское искусство периода Великой Отечественной войны», в статьях Б. Д. Суриса и Г. Н. Павлова и в монографиях по творчеству ленинградских художников, работавших в осажденном городе, а также во вступительных статьях к каталогам выставок, где экспонировались созданные в рассматриваемый период живописные произведения.

Объект исследования - живопись блокадного Ленинграда.

Предмет исследования - факты и события художественной жизни блокадного Ленинграда, связанные главным образом с организационной и выставочной деятельностью Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ), в ведении которого в данный период находилось изобразительно искусство города-фронта, а также конкретные живописные произве-

дения, созданные в это время1.

Цель исследования - выявить основные факторы, оказавшие влияние на развитие ленинградской живописи периода блокады, и определить основные тенденции ее развития.

Задачи исследования:

1. дать целостную и полную картину деятельности ЛОССХа в контексте художественной жизни блокадного Ленинграда, поскольку в ведении данной организации находилось все изобразительное искусство города-фронта, и показать взаимодействие ЛОССХа с другими творческими, военными и политическими организациями;

2. в живописи этого времени следует определить круг основных жанров и тем и выявить специфику художественного решения представляющих их произведений;

3. рассмотреть тематическую, портретную и пейзажную живопись этого времени в контексте основных тенденций развития этих жанров в советской живописи 1930-х гг. и периода Великой Отечественной войны;

4. пересмотреть с позиций современного искусствознания некоторые оценки, вынесенные ранее в отношении отдельных известных произведений, созданных в рассматриваемый период и уяснить подлинное место и значение живописи блокадного Ленинграда в системе советского искусства периода Великой Отечественной войны.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, принятых в современном искусствознании и способствующих получению наиболее обоснованных результатов. Основными методами исследования являются:

- историко-описательный метод, способствующий объективному изучению художественной жизни Ленинграда в 1930-е гг. и в период блокады и позволяющий выявить влияние творческих, политических и военных организаций на развитие ленинградской живописи в интересующий нас период;

- метод художественно-культурологического анализа, дающий возможность выделить основные тенденции в развитии советского искусства 1930-х гг. и военного времени, связанные с процессами, имевшими место в общественно-политической и культурной жизни страны и определить характер и степень влияния этих процессов на творческую деятельность ленинградских художников в период блокады;

1 Следует сразу обратить внимание на то, что далеко не все эти работы являются живописными в строгом смысле этого слова. Здесь мы сталкиваемся с не получившей окончательного решения проблемой определения точной границы между живописью и графикой, к которой зачастую относят работы, выполненные в технике акварели, гуаши и пастели. В данном случае необходимость обращения к таким работам, где использованы изобразительно-выразительные приемы, типичные для живописи как обладающего специфическими отличительными признаками вида искусства, продиктована тем, что на примере этих произведений можно выявить важные признаки, характеризующие развитие отдельных жанров и тем в живописи города-фронта

- метод художественно-стилистического анализа, основанный в данном случае на изучении специфики художественного решения конкретных произведений, позволяющем на основе эмпирических наблюдений сделать выводы теоретического характера.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые:

- дана целостная и объективная картина выставочной и организационной деятельности ЛОССХа в контексте художественной жизни города-фронта и показано его влияние на творческую работу живописцев, находившихся в блокадном Ленинграде;

- в научный впервые введены архивные материалы: различные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее - ЦГАЛИ) и в Отделе рукописей Государственного Русского музея (далее - ОР ГРМ);

- живопись блокадного Ленинграда рассматривается в контексте тенденций, определявших развитие основных жанров советской живописи 1930-х годов и военного времени на примере широкого круга произведений, некоторые из которых не упоминались в искусствоведческой литературе.

Основные результаты проведенного исследования (положения, выносимые на защиту), заключаются в следующем.

1. Организационную и выставочную деятельность ЛОССХа, а также его взаимодействие с культурными, политическими и военными организациями следует рассматривать как важный фактор, определяющий развитие живописи блокадного Ленинграда.

2. Основные тенденции развития ленинградской живописи в рассматриваемый период заключались в сближении и взаимопроникновении отдельных жанров и в поиске средств художественной выразительности, способствующих более глубокому и убедительному воплощению принципиально новых по сравнению с довоенным временем тем и сюжетов.

3. Ведущим разделом тематической живописи блокадного Ленинграда следует считать бытовой жанр, где оформилась особая, тяготеющая к так называемому военному пейзажу «пейзажная» линия, где в изображение городского пространства вносится элемент сюжета, жанра, определяющий жанровую принадлежность произведения.

4. В портретной живописи этого времени можно выделить две основные группы произведений, в отношении которых представляется правомерным использовать термины «военный портрет» и «блокадный портрет».

5. Городской пейзаж в период блокады развивался в форме архитектурного пейзажа, в основу которого положено точное воспроизведение объекта изображения, и камерного пейзажа, представленного работами художников, опиравшихся в 1930-1940-е гг. на живописные принципы новаторской западноевропейской живописи.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней выявлены и проанализированы наиболее существенные отличительные признаки живописи блокадного Ленинграда. Это должно способствовать осознанию и определению ее подлинного места в системе художественной культуры периода Великой Отечественной войны. Заключения общетеоретического характера позволят уточнить принципы систематизации и классификации художественного материала, связанного с искусством военного времени, что представляется значимым для методологии его изучения.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем:

- материалы и выводы исследования представляются важными для последующего изучения всего изобразительного искусства блокадного Ленинграда и могут использоваться авторами научных работ, посвященных различным аспектам развития живописи и графики этого времени;

- материалы, связанные с творческой деятельностью отдельных ленинградских художников в период блокады и с созданными ими произведениями могут использоваться в научных монографиях, посвященных изучению творчеству этих мастеров, а также при составлении каталогов их персональных выставок;

- положения и заключения диссертации могут быть использованы в образовательных программах по истории советского искусства периода Великой Отечественной войны.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской работе искусствоведов и музейных работников, в подготовке учебных программ, а также могут использоваться в качестве материала к лекционным и семинарским занятиям, связанным с искусством периода Великой Отечественной войны и блокадного Ленинграда.

Достоверность научного результатов и основных выводов исследования

обеспечивается привлечением широкого круга рассматриваемых произведений и использованием обширного архивного материала, дающего объективное представление о творчестве ленинградских художников в период блокады, а также различных литературных источников - научных работ крупных исследователей отечественного искусства.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации излагались на конференциях «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (РГПУ им. А. И. Герцена, март 2008 г.) и «Художник и его время» (Санкт-Петербургский государственный университет, апрель 2008 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, последняя из которых разделена на три части, заключения, библиогра-

Заключение

Основной вывод, который позволяет сделать проведенное исследование, заключается в следующем.

1. Важнейшим фактором, оказывавшим влияние на творческую деятельность художников, работавших в осажденном городе, следует считать организационную и выставочную деятельность ЛОССХа. Основные этапы деятельности данной организации в период блокады в целом соответствуют трем главным этапам развития изобразительного искусства блокадного Ленинграда. Первый этап отмечен значительным снижением удельного веса станковой картины в искусстве этого времени, второй - постепенным ее возрождением. Причина этого заключалась в установлении прочных контактов руководства ЛОССХа с Политуправлением Ленинградского фронта, Штабом партизанского движения и Управлением по делам искусств. Причина этого заключалась в установлении прочных контактов руководства ЛОССХа с Политуправлением Ленинградского фронта, Штабом партизанского движения и Управлением по делам искусств. Взаимодействие с указанными организациями обеспечило серьезную материальную поддержку ленинградским художникам и одновременно способствовало появлению ряда значительных живописных работ. Рубежом, отметившим начало третьего этапа, стали преобразования организационного характера, имевшие место зимой 1942/43 г. и заключавшиеся в восстановлении тех форм руководящей деятельности ЛОССХа, которые утвердились в мирное время и фактически не практиковались в первый год блокады.

2. Жанровый аспект изучения живописи блокадного Ленинграда показал,

что в творчестве работавших в нем художников наибольшие изменения претерпела сформировавшаяся во второй половине 1930-х гг. концепция тематической картины, где в интересующий нас период преобладающими с количественной и качественной точки зрения стали работы, представляющие бытовой жанр. В первый год блокады эти события получали воплощение в основном в эскизных по характеру работах, на смену которым начиная с января 1943 г. постепенно приходят завершенные композиционные полотна с четко выраженной сюжетно-повествовательной основой.

3. Особого внимания заслуживает наличие двух линий развития бытового жанра. Одна из них связана с акцентированием сюжетного начала, действия, полностью концентрирующего на себе внимание зрителя, а также с раскрытием через образ одного человека определенного содержания или темы, где художник не ставит перед собой портретной задачи. Другая, «пейзажная» линия, представляющая собой особую разновидность так называемого военного пейзажа, характеризуется изображением городского или природного мотива, где жанровый момент обнаруживает себя в названии произведения или посредством введения обозначающих действие внешних, зримых признаков.

4. К батальной живописи можно отнести те батальные полотна и эскизы, выполненные в период блокады, где изображены эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, или боевые вылазки партизан, а также нашла воплощение тема героизма защитников города. Авторами этих работ являются профессиональные художники-баталисты или живописцы, которые имели к началу войны определенный опыт работы над многофигурными тематическими композициями и ориентировались главным образом на традиции передвижнической батальной живописи. В то же время в особую группу следует выделить работы, где предметом изображения являются не связанные с боевыми столкновениями события, происходившие на фронте или в тылу врага По характеру образного решения они тяготеют к бытовому жанру с четко выраженной сюжетной основой или к военному пейзажу, что позволяет выявить здесь ту же тенденцию, которая характерна для жанровой живописи блокадного Ленинграда.

5. Важным событием не только для ленинградской, но и для всей советской живописи периода Великой Отечественной войны стало появление картины Я. С. Николаева «На Большую землю», в значительной мере компенсировавшей отсутствие в искусстве осажденного города крупных исторических полотен, посвященных героическим страницам прошлого России. Основное значение указанного произведения, которое наряду с картиной В. А. Серова «Расстрел» можно отнести к типу исторической картины на современную тему, заключается в возрождении подлинных традиций критического реализма в форме большой «хоровой» картины, фактически не получивших развития в советской тематической живописи 1930-х гг.

6. Уже в первый год блокады целенаправленный характер получает развитие военного портрета, в сфере которого В. А. Серовым и И. А. Серебряным были созданы произведения, где обнаружила себя концепция военного

портрета, связанная с утверждением психологической характеристики модели в рамках композиционного портрета-картины. Важным завоеванием портретной живописи этого времени также становится углубленная трактовка образа военачальника в форме камерного по характеру произведения. Значительным достижением следует считать и групповой портрет-картину «Лес-гафтовцы» И. А. Серебряного, где автору за счет введения сюжетного начала удалось уверенно решить сложную задачу достижения психологической и композиционной взаимосвязи между многочисленными героями.

7. В большую и самостоятельную по отношению к военному портрету группу можно выделить произведения, совокупность которых можно определить термином «блокадный портрет», который развивался в форме портрета-типа и портрета конкретного человека. Анализ этих работ, где наиболее значительными в художественном отношении являются камерные портреты и автопортреты, свидетельствует о более широком по сравнению с военным портретом этого времени диапазоне традиций, на которые ориентировались их авторы. Также необходимо отметить, что в произведениях В. И. Малагиса и В. Н. Прошкина убедительное воплощение нашел образ труженика тыла, в период Великой Отечественной войны практически не привлекавший внимания советских живописцев.

8. В пейзажной живописи блокадного Ленинграда можно выделить две основные линии развития. Одна из них представлена работами мастеров камерного городского пейзажа, другая — архитектурными пейзажами. В свою очередь, в архитектурном пейзаже можно выделить в отдельные группы произведения, где предметом изображения являются разрушения, причиненные архитектурным памятникам и зданиям исторической части Ленинграда, и работы, в которых объектом внимания художников являются зримые изменения, которые условия военного времени и блокады внесли в облик осажденного города. В период блокады обращение к достижениям западноевропейской новаторской живописи позволило мастерам ленинградского камерного пейзажа на основе выработанных в довоенное время выразительных приемов создать содержательный, многогранный образ города-фронта. С другой стороны, стилистическое решение архитектурных пейзажей этого времени обнаруживает использование достаточно широкого круга живописных традиций, что позволяет говорить не только о документальной, но и о художественной значимости данных работ.

В целом в живописи блокадного Ленинграда получили концентрированное выражение имевший место в советской живописи периода Великой Отечественной войны процесс взаимопроникновения жанров, а также тенденция к усилению роли средств художественной выразительности, повышающих эмоциональное воздействие живописного произведения на зрителя. Таким образом, ленинградская живопись представляет собой многогранное и сложное явление, которое, с одной стороны, представляет собой самостоятельный раздел советского искусства военного времени, с другой - имеет немало точек соприкосновения с основными тенденциями его развития.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Бахтияров Р. А. «Ваше оружие - искусство...»: Ленинградский Союз художников в период Великой Отечественной войны // Седьмой выпуск альманаха Совета ветеранов Великой Отечественной войны Санкт-Петербургского Союза художников и выставочного Центра СПб СХ «Шел солдат...» [№ 7, 2006]. - Издание Санкт-Петербургского Союза художников, 2006. - 0, 8 п. л.

2. Бахтияров Р. А. Портрет в живописи блокадного Ленинграда // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Научный журнал. № 15 (39) ч. I. Общественные и гуманитарные науки. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 0,4 п. л.

3. Бахтияров Р. А. Тематическая и пейзажная живопись блокадного Ленинграда // Известия Российского Государственного педагогического университета имели А. И. Герцена. Научный журнал. № 28 (63) ч. I Общественные и гуманитарные науки. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, (апрель) 2008. - 0,4 п. л.

4. Бахтияров Р. А. Живопись блокадного Ленинграда как историко-художественное явление и ее восприятие в искусствоведческой литературе // Современные проблемы художественно-педагогического образования. Бо-лонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Вып. 2. Сборник научных трудов. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, (май) 2008.-0,4 п. л.

Общий объем опубликованных работ - 2 п. л.

Поделиться с друзьями: